Тюменское чудо
Питерская газета «Невское время» предпослала рецензии о концерте нашего филармонического оркестра аншлаг на первой полосе. Выше логотипа газеты крупными буквами было набрано: «Тюменские чудотворцы». Автор рецензии — профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения Михаил БЯЛИК.
Кто бы мог подумать, что выступление юного (год рождения 1998-й) камерного оркестра из Тюмени, города, доселе на музыкальной карте страны неприметного, станет событием петербургского филармонического сезона?
Между тем интерес публики к концертам сибирских музыкантов и их серьезный успех оказались заслуженными. Мне удалось побывать на первом из двух вечеров.
Концерты эти снова подтвердили ту истину, что большое искусство творят крупные художественные личности. Эту истину осознал директор местной филармонии Михаил Бирман, сам видный пианист и просветитель, решивший для организации оркестрового коллектива привлечь высоко почитаемого в музыкальных кругах московского дирижера и скрипача Антона Шароева. За долгие годы деятельности маэстро довелось возглавлять и организовывать оркестры в разных городах (самым известным был Киевский камерный оркестр), и в центр сибирского нефтяного края он прибыл, обуреваемый жаждой создать здесь достойный очаг культуры.
Оркестр покорил стильностью интерпретации музыки XVIII века — хронологически близких «Прощальной симфонии» Иосифа Гайдна (1772) и представленной рядом номеров оперы «Апкид» Дмитрия Бортнянского (1778). Кстати, последнее произведение, созданное выдающимся русским мастером в юности, в пору его пребывания в Италии, на протяжении двух столетий оставалось забытым и возвращено на подмостки Шароевым. В отличие от некорректной, но весьма распространенной манеры играть старинную музыку густым, жирным, с обильной вибрацией звуком, здесь дирижер добился легкого, прозрачного и точного звучания струнных. Динамика каждой фразы рождена естественным, трепетным дыханием, а градации piano впечатляют разнообразием. В составе оркестра лишь несколько деревянных инструментов, проблему же духовых в целом Шароев остроумно решил, заменив их органом — инструментом, как известно, универсальным, многотембровым. В процессе исполнения фрагментов из «Алкида» к оркестру присоединился хор Смольного собора, и соотношение их оказалось стройным и гармоничным.
Петербургские меломаны слышали о даровитом московском музыканте Яне Бураковском, безвременно, семнадцати лет, погибшем два десятилетия назад. Созданная им молитва «Богородице Дево, радуйся», впервые у нас прозвучавшая, покорила своей строгой красотой.
Подлинной сенсацией стало исполнение трех эпизодов из духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос», последнего крупного создания композитора. На протяжении нескольких десятилетий он, побуждаемый высокими этическими стимулами, работал над серией произведений по мотивам Старого и Нового Завета, противопоставляя их тяжеловесным, по его мнению, операм Вагнера на сюжеты из германо-скандинавского эпоса (но не избежав при этом, судя по прозвучавшему, воздействия вагнеровского музыкального языка). «Христос» был окончен и концертно исполнен под управлением автора в Штутгарте в 1894 году, за несколько месяцев до его кончины, а спустя год, уже в память о нем, поставлен в Бремене. И забыт. Антон Шароев, который, согласно преданиям своей семьи, является прямым потомком Рубинштейна и назван в его честь, ревностно относится к наследию знаменитого мастера. Верный своему призванию добытчика музыкальных сокровищ, он возродил никому не известное творение. Инструментальные, а также вокальные номера, озвученные при участии отличного баса, солиста Тюменской филармонии Александра Цинько, показались весьма яркими. Остается желать, чтобы духовная опера была возрождена целиком и прозвучала в Петербурге -городе, который великому музыканту очень многим обязан.
В заключение же столь необыкновенной программы к вокальному коллективу Смольного собора присоединился хор университета (обоими ими руководит Эдуард Кротман), и вместе с сибирским оркестром они исполнили знаменитую «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия». Пели и играли с воодушевлением, которое живо передалось публике, бурно приветствовавшей артистов.
«Невское время», 5 марта 2002 г.