Поругаешь -прибавишь, похвалишь — отнимешь
Три года назад Александр Шишкин, возглавлявший в 1990-е гг. областной комитет по культуре, многих поразил пропорцией: нормальный тюменец — не «снизу» социальной лестницы и не «сверху» — тратил в год на личные культурные расходы в 20 раз меньше, чем на алкоголь.
Сегодня эта пропорция выглядит еще ужасней: 150 руб. на книги, музеи и театр и 3000 руб. — на алкоголь (включая пиво).
Не вдаваясь в социально-экономические и нравственные причины такой ситуации, замечу, что она поставила в интересное положение и перед властями, и перед горожанами всего пять тысяч работников культуры (включая тюменскую тысячу), «сидящих» на бюджетном пайке. Почти полтора миллиона жителей южной зоны — и пять тысяч тех, кто вопреки нынешним сложностям пытается не только содержать в порядке тонкий слой нашей духовности и культуры, но еще умудряется проводить выставки, выпускать книги и альбомы, помогать юным талантам побеждать на престижных конкурсах.
Интересно, что с такими ежовыми рукавицами начинают требовать от культуры несвойственных ей вещей. Неподходящих по штату и уставу. От элитных, в хорошем смысле слова, учреждений, таких, как областной краеведческий музей имени Ивана Словцова, еще в 1910-е гг. включенный Королевской академией наук в Стокгольме (отвечает за Нобелевские премии) в список известных музеев Eвропы. Как областной музей изоискусств, занимающий ведущее положение среди коллег регионального ранга (коллекция мастеров XIX — начала XX вв., тобольская резная кость, тюменские ковры, живопись Геннадия Райшева, коллекция искусства народов Обского Севера).
Никто не спорит, что и краеведческий, и музей изоискусств должны получше заниматься массово-культурной работой, экскурсиями, просветительством. Проводить выставки — и по своим коллекциям, и показывая произведения тюменских мастеров искусств. На то и штаты экскурсоводов, и работа со зрителем. Люди из власти говорят, мол, к вам мало ходят. Мало сборов от проданных билетов. Да, мало. Ибо многим горожанам не до искусства. Выживать надо. А тот, кто как-то приспособился к новым правилам бытия, в большинстве своем увлекается другой «культурой». А когда ситуация изменится к лучшему, мы, бросив сейчас свои музеи, библиотеки, театры на произвол судьбы («выбирайтесь сами!»), что предложим на пепелище? Ассигнований уже не хватает на текущее обслуживание коллекций, они гибнут.
Не стоит только по цифрам оценивать работу музеев. Им вменены историей и опытом прежде всего научное описание и обработка собраний, научно-методический поиск современных путей культурного просветительства, выпуск специальной литературы и пополнение фондов. Музеи и рады бы, да не на что. Многие тюменские СМИ перестали рассказывать об их богатствах (культурных и в ценах!), ограничиваются небольшими информациями и краткими отчетами о выставках. Но ведь публику надо подготовить, заинтересовать.
Забыто хорошее дело начала 1990-х, когда по договорам с органами образования в выставочных залах шумело школьное юношество. Понимаю, морока, но ведь небесполезное занятие.
И вот в подобной ситуации вдруг от наших музеев затребовали очередные концепции и программы. Да все это апробировано и определено на всероссийском уровне еще в начале XX в., потом шлифовалось и уточнялось. Чего вы хотите? И тут все на продажу? Культура как товар? Можно, но без культуры. Открывайте бары, вселяйте торговцев, банкиров, но тогда снимите музейные вывески.
Такая ситуация, так и живем. И если хотим сохранить культуру, давайте не ломать, не разрушать историко-культурное наследие. Оно еще может пригодиться, ибо и Путин на заседании президентского совета по культуре отметил: без культуры это будут не реформы. Останутся хапуги и коррупция, некому будет общаться на понятном языке с цивилизованным миром.
Вот довольно грустный итог областного семинара «Музей и общество», прошедшего в музее изоискусств 14 и 15 марта с.г. Ясно, что высокие посты директоров — Татьяны Исламовой (краеведческий музей) и Надежды Васьковой (музей изо) обязывали их направить работу в конструктивное русло, дипломатничать. Концепции на 2002-2005 гг. разглядывать. Да что толку-то? Привез к нам замечательный деятель и коллега из ирбитского музея Валерий Карпов уникальную выставку «Антонис ван Дейк и его время: живопись и графика европейского барокко». Eле веревочек нашли для подвески, старую материю из запасников несли, чтобы разместить раритеты. Постыдная бедность сквозит из всех углов.
Правда, председатель областного комитета по культуре Eвгений Негинский пообещал на открытии ван Дейка, что музей получит в 2003 г. полный бюджет. Дай бог… Личность — событие семинара -выдающийся российский ученый и знаток музейного дела, главный хранитель в свое время Государственного русского музея, Исторического музея в Питере Eвгений Константинович Кроллау. Он родился в северной столице 24 февраля 1930 г. Строгая классическая культура великого города на Неве определила судьбу. В 1957 г. Кроллау получил диплом знаменитой «Репинки» — института при Академии художеств СССР. Сейчас нет распределения выпускников, да и сама эта процедура многим талантам подрезала крылья. Но Кроллау и тогда был орел. Выбор все же был, однако что лучше — прозябать в родном Питере рядом с бабушками-смотрителями в эрмитажных залах или попробовать себя в большом деле?
А тут 8 сентября 1957 г. в Тюмени открывали областную картинную галерею, обещали квартиру (надули!). Поехал и три года фактически с нуля закладывал основы нынешнего музея. На самом высоком уровне. И в Тюмени прописались Федор Рокотов и Карл Брюллов, Илья Репин и Александр Бенуа… Василий Кандинский, «Заросший пруд» Валентина Серова, «Тишина» Михаила Нестерова… привожу лишь звонкие фамилии. И Шишкин есть, и Саврасов…
Семинар с благодарностью и почтением обсудил многие аспекты обширной рукописи мэтра -про современный музейный менеджмент, роли директора и главного хранителя, формирование коллекций. Поскольку в ней есть и про тюменские дела, дело чести наших властей издать уникальную монографию. Первый такого рода труд в мире. Почему не в столицах? Да хоть сейчас, но Кроллау не может забыть свое первое «дите» — нашу галерею. Правда, горько заметил: «Хотел поклониться памяти первого директора — Сергея Петровича Катсона, да никого не осталось, кто помнит его последний приют».
Ответил Кроллау и на сакраментальный вопрос — как вести политику с властями: «Чаще напоминайте: все, что создают сейчас нынешние мастера искусств, — это самая объективная — и надолго! -оценка властей, деяний. Она отражает все, что становится историей, что продолжит нас в памяти потомков. Лучшее в доброй памяти увековечит и власть».
Касаясь положения дел в музее изоискусств, мэтр подчеркнул, что в нем работают умницы, профессионалы. У многих выпестованы свои коллекции, каждая — на вес золота, даже буквально. Прежний общий стержень, сводивший их в целое, поистрепался. Ищите новую общую систему. С терпением и любовью — промеж себя, с властями и публикой, местными художественными силами.
***
фото: Неорганизованный посетитель -тоже важное звено работы музея