Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Владыки, вам венец и трон дает Закон, а не природа…»

Большинство руководителей и владельцев акционерных обществ уже знают, что в текущем году вступил в силу подписанный президентом 7 августа 2001 года Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об акционерных обществах». Однако немногие из них, как свидетельствует более чем 10-летняя практика работы нашей фирмы с предприятиями, следуют мудрой пушкинской подсказке, что лишь знание закона позволяет надежно оберегать свои права и на корпоративный «венец», и на корпоративный «трон»…

Идея изменения законодательства об акционерных обществах продвигалась через Федеральное Собрание достаточно долго -практически с первого года действия старой редакции закона. Это было вызвано тем, что в жизни он давал значительное пространство для легитимного маневрирования циничным и безответственным корпорантам, для эгоистичного манипулирования меньшинством интересами большинства акционеров общества.

Главным лоббистом изменения законодательства выступила Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ, которая уже в ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», принятом Федеральным Собранием двумя годами ранее, заложила основные направления реформирования акционерного законодательства: повышение роли мелких акционеров в регулировании деятельности обществ и ужесточение материальной ответственности руководящих лиц обществ и самих обществ, то есть прежде всего владельцев контрольных пакетов акций, за нарушение правовых норм действующего законодательства о ценных бумагах. В этом законе — ФЗ N 46 от 05.03.1999 года — угроза административной и уголовной ответственности за такие правонарушения, установленная ст. 51 ФЗ «О рынке ценных бумаг…», впервые обрела конкретность и механизм исполнения. Сегодня мы уже имеем достаточно обширную практику наложения территориальными органами ФКЦБ РФ, в том числе и нашим региональным отделением ФКЦБ РФ в Уральском федеральном округе (г.Eкатеринбург), штрафов на таких виновных лиц, причем размеры взысканий весьма кусаются — они могут доходить до 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для руководителей обществ и до 10000 МРОТ — для самих акционерных обществ…

Однако вернемся к новой редакции закона об акционерных обществах и проанализируем, что конкретно изменилось в правовом регулировании их деятельности. Как нам представляется, произошла существенная реконструкция законодательной среды акционерных обществ, многие важные нормы изменились радикально. Из 94 статей закона только 18 не редактировались, в то время как 30 статей были переписаны полностью, причем это важнейшие, наиболее конфликтные — по сложившейся практике жизни акционерных обществ -статьи. В такой контурный обзор все о произошедших новациях не втиснешь, поэтому я попробую описать изменения, которые носят именно рациональный характер или затрагивают очень важные сферы в организации корпоративной деятельности акционерных обществ.

Начнем, как говорится, с начала — с создания обществ. Во-первых, изменены порядок формирования уставного капитала и нормы, определяющие правоотношения всех заинтересованных сторон по этому поводу. Eсли ранее «…не менее 50 процентов уставного капитала общества должно было быть оплачено к моменту регистрации общества…», то в новой редакции закона записано: «Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества». И дело даже не в том, что противоположным образом решена известная дилемма: что сначала — деньги или стулья (предпринимательские), — а как умело законодатель инициирует в возникающем обществе изначальную ответственность корпорантов друг перед другом, как тонко устанавливает приоритет прав учредителей, надлежаще исполнивших свои материальные обязательства, перед не исполнившими этих обязательств. Дело в том, что в своей новой редакции закон требует публичной идентификации учредителей по вопросу оплаты приобретенных ими акций общества, и те, кто из них не оплатил, «если иное (специально!) не предусмотрено уставом общества», не имеют права голоса по своим акциям до момента их полной оплаты. Старая редакция устанавливала, что кто бы из учредителей ни оплатил первую половину уставного капитала, все учредители обладали правом голоса на общем собрании акционеров. Кроме того, новый закон установил, что по окончании года с момента регистрации общества право собственности на неоплаченные акции переходит к обществу в объеме невыплаченной учредителем суммы, а по ранее действовавшим нормам общество получало назад все свои акции, но должно было вернуть уже внесенные учредителем в их оплату средства в полном объеме (что почти всегда на стартовом этапе сложно!), если в договоре не предусматривались штрафные санкции за неисполнение обязательств по оплате уставного капитала.

Представив инвестору возможность исполнить свои обязанности по оплате акций после госрегистрации общества, то есть когда он заключает сделку с организацией, получившей все права юридического лица, новый закон в то же время ввел норму, которая сделает исполнение обязанности по формированию уставного капитала наипервейшей задачей учредителей, ибо эта норма устанавливает, что «до оплаты 50 процентов акций общества оно не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Реальное качество исполнения обязанности по созданию начального (уставного) капитала общества призвана обеспечить и другая новелла закона — об обязательной оценке независимым оценщиком неденежных вкладов учредителей, вносимых ими в оплату своих акций. Ранее, как известно, при оценке имущества, стоимость которого составляла менее 200 МРОТ, такая правовая норма не применялась.

Очень существенные изменения новая редакция закона внесла в регулирование размещения и обращения ценных бумаг акционерных обществ. Уже законом N 46 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов…» ФКЦБ РФ начала «выдергивать» из рук советов директоров обществ вопросы увеличения уставных капиталов обществ, особенно путем закрытой подписки на дополнительно размещаемые обществом акции. В новом законе в компетенции совета директоров (и то, если это будет занесено в устав общества) остались полномочия по увеличению уставного капитала путем размещения дополнительных акций за счет имущества общества. Учитывая, что это можно сделать только в пределах количества так называемых объявленных акций, которое фиксируется по решению общего собрания акционеров в уставе общества и требует соответствующей госрегистрации, а также то, что по Стандартам N 47 ФКЦБ РФ такое размещение акций за счет накопленного обществом капитала происходит пропорционально имеющимся на руках акционеров пакетам акций, нельзя не заметить, что совету директоров придана роль чисто технического специалиста. Таким образом, незабвенная мечта всех составов директоров «прибрать» контрольный пакет акций общества (по дешевке!) практически испарилась вместе со старой редакцией ФЗ «Об акционерных обществах».

Особое ужесточение правовых норм сделано по условиям размещения акций путем подписки. Кроме того, что новый закон запретил осуществление закрытой подписки на основании решения совета директоров, поднят обязательный норматив голосов для принятия такого решения общим собранием акционеров — с простого (1/2) до квалифицированного (3/4) большинства голосов присутствующих на собрании акционеров. Новый закон повысил также требования к уровню согласия акционеров по вопросу эмиссии акций путем открытой подписки — для размещения акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, требуется решение общего собрания, принятое большинством в три четверти голосов участников правомочного собрания. При этом (еще одна новелла закона!) акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении ценных бумаг путем открытой или закрытой подписки, имеют преимущественное право приобретения дополнительных ценных бумаг в количестве, пропорциональном количеству уже принадлежащих им аналогичных ценных бумаг общества. Причем для облегчения акционерам реализации своего преимущественного права на приобретение дополнительных акций, независимо от того, что решение об их размещении предусматривает оплату акций неденежными средствами, новый закон установил возможность для акционера по своему усмотрению оплатить эти акции деньгами, а при размещении иных ценных бумаг общества их оплата в соответствии с новым законом вообще теперь может быть осуществлена только деньгами. Кроме того, дополнительные акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, размещенные путем подписки, размещаются при условии их полной оплаты.

Старая редакция закона (ст.74) допускала образование дробных акций при проведении в обществе процедуры консолидации его акций, но с требованием немедленного их выкупа обществом, то есть изъятия этих акций из обращения. Императивное установление новым законом преимущественного права акционеров на приобретение дополнительных акций общества или на приобретение акций, продаваемых акционерами закрытого общества, предопределило необходимость узаконить обращение дробных акций наравне с целыми акциями обществ. Думается, что это не самое удачное решение законодателя, так как даже невооруженным глазом видны грядущие трудности обществ при организации подсчета голосов на собрании, при начислении дивидендов, да и вообще при осуществлении ими процедур учета ценных бумаг на лицевых счетах их владельцев в системе ведения реестров акционеров обществ. Кстати, существенные изменения внесены новым законом и в организацию учета владельцев ценных бумаг обществ. Во-первых, ведение реестра акционеров должно начинаться непосредственно с момента государственной регистрации общества — ранее на его оформление давался целый месяц. Во-вторых, держателем реестра акционеров общества с числом акционеров более 50 лиц (норматив снижен в 10 раз!) должен быть регистратор, который согласно нормативным актам ФКЦБ может быть только юридическим (не физическим!) лицом, имеющим соответствующую лицензию. Причем согласно требованию закона эту проблему обществам необходимо решить до 1 июля текущего года.

Новый закон внес существенные изменения и дополнения в правовое регулирование вторичного обращения ценных бумаг акционерных обществ. Наконец-то законодатель абсолютно внятно (в отличие от установлений ст.7 старой редакции закона и ст.97 ГК РФ) заявил, что акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества и самого общества, причем независимо от того, открытое это акционерное общество или закрытое. Так как для последнего типа обществ установлено правило преимущественного права акционеров на приобретение отчуждаемых акций по цене предложения третьим лицам, новый закон, по-видимому, в целях минимизации возникновения спорных ситуаций, впервые ввел для закрытых обществ императивную норму: извещение акционеров общества о продаже акционером своих акций осуществляется через общество. Причем, если иное не установлено уставом общества, это извещение осуществляется за счет средств акционера, предлагающего свои акции на продажу.

Значительные изменения и дополнения новый закон установил в сфере регулирования деятельности органов управления общества. Прослеживается общая тенденция воли законодателя на дальнейшее повышение роли высшего органа общества — общего собрания акционеров, на увеличение возможности акционеров по контролю за деятельностью совета директоров и исполнительного органа общества. Так, из полномочий совета директоров в компетенцию общего собрания акционеров перенесено утверждение внутренних документов, регламентирующих деятельность органов общества, из ст.56 новой редакции закона исключено положение о том, что состав счетной комиссии утверждается собранием обязательно по предложению совета директоров. И вообще эта комиссия теперь не образовывается, а избирается, потому что по новому закону кандидатуры в ее состав могут выдвигаться акционерами, имеющими 2 процента голосующих акций, в течение 30 дней после окончания очередного финансового года общества, то есть когда могут вноситься кандидатуры и в состав совета директоров и ревизионной комиссии. Кстати, формулировка нормы о 30-дневном сроке, записанная в новом законе, серьезно осложнила ситуацию в ряде крупных акционерных обществ Тюмени. Дело в том, что по старой редакции закона в указанный срок акционеры общества были «вправе внести свои кандидатуры», а в новом законе записано, что «такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года…». Многие из нас, как известно, привыкли делать все в последний день, поэтому отправили заказными письмами свои предложения 29-30 января, а поступили они в общества 2-3 февраля, то есть с нарушением правовой нормы нового закона, чем, естественно, воспользовались их более юридически осмотрительные партнеры и лишили их представительства в выборных органах общества. Кстати, новый закон не только расширил права акционеров по формированию органов общества, добавив в их перечень счетную комиссию и исполнительный орган общества, но и снял ограничение (максимум два предложения!) по количеству вопросов, которые акционер, имеющий два процента голосов, может внести в повестку дня общего собрания акционеров. Вообще вся процедура созыва и проведения общего собрания повернута новым законом лицом к мелкому акционеру общества. Конкретнее и определеннее прописаны сроки и порядок уведомления акционеров о созыве собрания. В десять раз — до наличия 1 процента голосующих акций — снижено требование к акционеру, который вправе истребовать список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

Обширную совокупность изменений и дополнительных разъяснений новый закон посвятил организации деятельности совета директоров общества. Мы уже упоминали об исключении из его компетенции ряда важных организационных вопросов, изменена также правовая трактовка некоторых финансово-хозяйственных полномочий совета директоров. В частности, при оценке стоимости имущества, размещаемых и выкупаемых акций общества совет по новому закону полномочен определять не рыночную их стоимость, как было ранее, а утверждать цены сделок, а при совершении обществом крупных сделок или сделок с заинтересованностью правомочие заключать такие сделки заменено на правомочие одобрять эти сделки. Eще одной новеллой закона стало включение в компетенцию совета директоров вопроса об утверждении регистратора общества и условий взаимоотношений с ним, ранее это законом напрямую не было урегулировано и, как правило, входило в полномочия исполнительного органа.

В новой редакции закона существенно возросла определенность такого понятия, как срок полномочий совета директоров, так как введено разъяснение, что если годовое общее собрание акционеров в установленные законодательством сроки советом не созывается, то его полномочия с истечением этого срока прекращаются, кроме полномочия по подготовке, созыву и проведению собрания. В отредактированной статье 66 закона наконец-то внятно записано, что членом совета директоров может быть только физическое лицо и оно может и не быть акционером общества. Для случая, когда образование исполнительных органов общества осуществляется общим собранием акционеров, закон ввел новое понятие «временный исполнительный орган» и установил требование о квалифицированном большинстве голосов при принятии такого решения членами совета директоров. По-видимому, такие правовые нормы действительно смогут способствовать минимизации издержек общества в связи с разрешением конфликтной ситуации, возникшей в управлении обществом.

Говоря о новеллах закона, призванных усилить контроль за лояльностью органов управления общества со стороны его акционеров, нельзя не упомянуть о расширении на пять важнейших номинаций обязательного состава архивируемых обществом документов, с которыми в соответствии со статьей 91 закона имеют право знакомиться все акционеры общества, а также введение законом права доступа акционеров, имеющих не менее 25 процентов голосующих акций общества, к документам бухгалтерского учета общества.

Все эти изменения и дополнения нового закона целесообразно включить в уставы акционерных обществ, которые необходимо в соответствии с законом зарегистрировать в административных органах до 1 июля 2002 года.

С вопросами и предложениями обращаться: ЗАО «Консалтинговая компания «ПРЭФИШ», г. Тюмень, ул. Республики 61, оф. 813, т./ф.: 290-173, 290-539, 250-945.

Представительства компании: г.Заводоуковск, ул. Энергетиков, 49 (здание ОАО «Пурагроук»), т. (242) 5-19-33, г.Тобольск, ул. Строителей, 6. Звонить из Тюмени — т. 70-05-41, звонить из Тобольска — т. 8(22) 70-05-41, г. Нижневартовск — т./ф.: (3466) 23-87-80.

Шатохин С.М., генеральный директор ЗАО «Консалтинговая компания «ПРЭФИШ», член Российского сообщества независимых экспертов и антикризисных управляющих

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта