Музыка побеждает любые пороки
Директор тюменского театра драмы Владимир Коревицкий и его сотрудники успешно продолжают замечательный культурный проект: встречи с великолепными мастерами — живыми легендами театрального искусства минувшего века, достойно принявшими вызов нового тысячелетия.
На этот раз тюменская публика два майских дня (17 и 18) с восторгом обожания и чистой радостью непосредственного общения знакомилась с потрясающим искусством народных артистов Литвы и недавнего СССР Донатасом Банионисом и Регимантасом Адомайтисом. Помимо творческой встречи в нашем театре гости представили нам спектакль Национального академического театра драмы (Вильнюс) -свою неповторимую версию пьесы Паула Барца «Встреча». Сразу же скажу, что знаменитый дуэт элегантно и тонко поддерживал своей игрой (в роли слуги Шмидта) заслуженный артист Литвы Витаутас Томкас.
Томкас — иронично-лукавый камертон сложного диалога двух гениальных композиторов XVIII в. Баха и Генделя. Они, словно презрев времена, явились в Тюмень, «подогнав» под себя тело и душу Баниониса (Бах) и Адомайтиса (Гендель). Что при этом делал режиссер Раймондас Банионис (сын), мне неизвестно. Наверное, подчинился и не мешал магии перевоплощения соравных по творческому горению людей, связавших всепокоряющей и очищающей гармонией Музыки XVIII век и начало XXI. Ради точности: спектакль поставлен в 1999 г.
Композитор Фаустас Латенас был еще в более трудном положении. Однако творческая свобода в цитатных кущах классических шедевров и бесконечная игра в аллюзии позволили ему создать композицию, контаминирующую художественный мир музыкальных гениев.
Ясно, что в Тюмень не попала вся сценографическая начинка художника Сергея Боцулло. Но, в отличие от многих «гостевых» спектаклей, декор был на уровне. Светлый и легкий ажур интерьера и «условно-золоченая разблюдовка». Чтоб зритель не отвлекался на лакомые яства, а то в недавнем красноярском «Пикнике» по Теннеси Уильямсу весь спектакль натурально жарили цыплят, и у зрителей, особливо в первых рядах, текли слюнки.
Оформление «Встречи» напомнило мне польский новоконструктивистский стиль 1960-1970-х и «бедный» театр Eжи Гратовского. Тут Банионис-младший не промахнулся — костюмы и декор создали ненавязчивую иллюзию нашего присутствия в истории и на виртуальной встрече двух корифеев, которой не было. И вот оно — величие театра и двух суперактеров. Дар автора: божественный глагол сцены эту встречу породил. Лишний раз нам рассказали о бессмертии творящего духа, о нравственной силе доброго начала бытия, способного продлевать жизнь каждому художнику и сотворцу-зрителю.
Великие литовские и европейские А. и Б. разыграли пьесу в соравном диалоге-притяжении по нотам баховских фуг и ораторий Генделя на библейские сюжеты. Сомкнув в конце концов разные музыкальные языки в долгую двухчасовую исповедь. Контрапункт подчеркнут мастерски: чернь — и в простых одеждах, и в светских камзолах — всегда рада укусить гения за самое больное место. Но забывает, что он червь, и бог, и раб, и царь.
И сын почтеннейшего гражданина из саксонского Галле (Гендель), и выходец из большой музыкальной семьи из Тюрингии (Бах) — оба поднимались из размеренно-скучного бюргерского быта к опасным для масс-окру-жения радостям творчества из «трактирных пискунов» в культурную элиту XVIII в. разными способами и путями.
Жизнь заставила их играть особые роли: якобы простодушный кантор церкви Св.Фомы, обремененный семейством, вечным безденежьем, Бах органично живет в двух своих мирах. Но выше -волнующий мир рождения музыки. Хотя и артишоки, и паштет в «королевских» покоях Генделя тоже хороши.
По сюжету встреча происходит в момент чествования Баха в Лейпциге музыкальным сообществом. Раздражитель для директора Королевской музыкальной академии в Лондоне, изредка бывающего на родине в Германии. И Гендель тоже служит великой музыке, но так, чтобы слава и деньги не отставали слишком далеко. Он-то и устраивает прием по высшему разряду. Битву умов и напряжение талантов, дабы гениальность одного поострить гениальностью другого. Но от взаимных пикировок, спора амбиций А. и Б. тонко и нервно переходят к темам свободы и несвободы искусства в мире людей, борьбы дара и отточенного ремесленничества, неблагодарной публики и служения ей, ее вкусам под всевидящим оком Гармонии.
А. и Б. подняли еще на одну ступень искусство театра переживания, психологического реализма, углубив его современными эманациями духовности. Спектакль — чудо актерской техники и редкая удача всех театралов Тюмени.
Была и творческая встреча А. и Б. в нашем драмтеатре. С рассказом о судьбе знаменитой четверки кинозвезд. Иозас Будрайтис — атташе по культуре литовского посольства в Москве, успевающий наиграться всласть. Бруна Оя в США. Говорили о современном театре, о литовских делах, вспоминали про съемки у Андрея Тарковского, про отношения режиссеров и актеров. И никто не хотел и не хочет умирать. Особенно когда добавляют нам воли к настоящей жизни пересоздающие ее мастера искусств.
***
фото: