Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Культурно-историческая миссия

Сегодня — Международный день охраны памятников и исторических мест. Надежда Коломийцева, председатель областного комитета по охране и использованию историко-культурного наследия, отвечает на вопросы журналиста Eлены Дубовской.

Комитет был создан в конце прошлого года, поскольку, по мнению председателя комитета, отсутствие в системе государственной власти органов охраны памятников истории и культуры являлось грубым нарушением целого ряда законов, на что руководству области указывали и министерство культуры, и областная прокуратура. Подобные комитеты созданы кроме Тюмени в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Красноярске, Твери. После принятия федерального закона «Об объектах культурного наследия народов РФ» такие структуры, считает Надежда Владимировна, просто вынуждены будут создать все регионы.

— Прежде памятники находились в ведении областной инспекции. Какова теперь ее участь?

— Инспекция преобразована. Значительно сокращены штаты.

Три главных специалиста ее уполномочены представлять комитет в исторических городах и зонах.

— Тобольск, Ялуторовск, Ишим?

— Да. Кроме того, именно областная инспекция продолжит исполнение мероприятий федеральной программы «Культура России 2001-2005 гг.». Сейчас разрабатываем заявки в эту программу на реставрацию нескольких тюменских объектов. Предварительные собеседования в министерстве культуры, в управлении экономики Госстроя проведены, и я надеюсь, что доля федерального бюджета в финансировании нашей сферы превысит вклад областного и местных бюджетов.

— Только Тюмень?

— Ишим, Ялуторовск и Тобольск участвуют в конкурсе Госстроя «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 гг.). Явный лидер здесь Тобольск — участвует во всех конкурсах, исправно получает федеральные средства, хотя рядом с областным финансированием программы «Возрождение Тобольска как духовно-нравственного и культурного центра Сибири» это не деньги, а слезы.

— Надежда Владимировна, все-таки лидер — Тобольск?

— Но Тобольск этого заслуживает. И если вы задаете такой вопрос, значит, вы не бывали в Тобольске. Это и часть ответа на ваш вопрос «Почему только Тюмень?». Наш город не вошел в госстроевскую программу, так как классифицируется как крупный исторический центр. Программа же финансирует лишь малые исторические города. У Тюмени много других возможностей. Заботиться о ремонте, реконструкции и реставрации исторических центров намерены едва ли не все министерства. Почти каждое заявляет о конкурсе, программе, проекте такого рода. Эти возможности Тюмень не учитывала.

— Чувствуете свою вину?

— Осознаю. Тюмень, несмотря на всю историческую грандиозность Тобольска, — административный и политический центр области. Eе руководство несколько лет назад приняло решение, разумность которого только сегодня и можно оценить. В отсутствие специального федерального закона, регламентирующего разграничение собственности на памятники истории и культуры, ведомства и территории изрядно поупражнялись в издании собственных распорядительных актов. Тюмень извлекла из этого пользу, повернула «дышло» в необходимую сторону и сейчас опекает большую часть памятников истории и культуры. Я не решаюсь назвать эту часть муниципальными объектами. Пока федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» преодолевает вето в Совете Федерации, вся собственность в этой сфере является федеральной. Но не прими город такого решения, памятники вовсе были бы бесхозными.

— И городская инспекция…

— Не сомневаюсь, она будет сохранена в качестве необходимого рабочего инструмента.

— Какие именно памятники Тюмени вы заявляете в федеральную программу? Грустно выглядят многие из них, особенно жилые дома.

— Многие из них выглядят очень прилично. И это не моя оценка. Сейчас мы готовимся к коллегии министерства культуры, тема майского заседания которой будет посвящена сохранению культурного наследия Тюменской области. Рабочая группа во главе с начальником управления по охране памятников министерства была в Тюмени в декабре. Невольно я смотрела на Тюмень глазами много повидавших и хорошо знающих тему гостей. В относительно хорошем состоянии каменные усадьбы, арендуемые объекты. Жилой фонд? Содержание его очень проблемно, учитывая пожары, даже драматично. И здесь бы ответственность я разделила. Содержание, ремонты, общий обиход — это задача жилищных управлений всего-навсего и самих жильцов. Реставрация — наша задача. Тем не менее мы обратились в министерство культуры с просьбой о снятии статуса памятника с нескольких объектов исторического центра Тюмени.

Мне трудно подписывать такие документы. Деревянная усадьба Тюмени — это наша особенность, именно ее архитектура отличает город от всех других. И поэтому сейчас мы заканчиваем работу над концепцией программы «Деревянная усадьба Тюмени XIX — нач. XX вв.». Пообъектно и в целом заявляемся в федеральные и областные программы. Нам помогает НИИ природного и культурного наследия им. Лихачева (Москва). Условие — считать основной задачей разрешение трудностей использования жилищного фонда, размещенного в памятниках.

— Значит, людям, проживающим в этих зданиях, еще долго ждать нормального жилья?

— Мы постараемся приблизить это время, хотя ответ на ваш вопрос в компетенции совсем других ведомств. И предложение снять статус памятников едва ли не с половины объектов исторического центра рассматриваю как варварское. Ведь предлагается застроить эти участки именно так, как застроили все побережье Туры за Знаменским собором. Благодаря архитекторам и застройщикам конца XX — нач. XXI вв. на фоне Тюмени даже Ялуторовск выглядит маленькой опрятной Женевой… Но некоторое количество зданий, при очень строгом подходе, мы, конечно, будем снимать с государственной охраны. Часть их потеряла свой облик необратимо.

— Надежда Владимировна, в области 1500 памятников!

— И 60 процентов из них — это памятники археологии. Городища, курганные могильники, поселения. Кроме того, под охраной государства находятся культурные слои первых русских городов Сибири — Тобольска и Тюмени.

— Можно задать несколько частных вопросов? Будут ли восстанавливаться деревянный театр в Тобольске и здание педагогического института в Ишиме?

— В ближайших планах этих объектов нет. Кроме того, здание педагогического института не отнесено в установленном порядке к памятникам истории и культуры.

Марат Губайдуллин

— Неоднократно писали в прессе о погибающем особняке по ул. Каширской, 21. Им пользовалась компания БКК…

— Мы провели комплексную проверку режима содержания этого здания. Восстановлению оно, по крайней мере, еще подлежит. Но, учитывая финансовое положение БКК, договор аренды будет расторгнут досрочно и в досудебном порядке. Реставрацией займутся нынешние субарендаторы.

— В бывшем Народном доме планируется сделать резиденцию губернатора. Это будет «закрытый дом»?

— Памятник архитектуры «Народный дом» — красивейшее здание (даже в сегодняшнем состоянии) в изумительном местечке Тюмени — наконец входит в процесс реставрации-приспособления под современное использование. Это, кстати, официальный термин. Что же касается закрытости… Исходя из намерений -обеспечение официальных мероприятий администрации области — как раз очень открытый должен быть дом. Впрочем, и ваш вариант названия — «резиденция губернатора» — неплохой. Стильно звучит, будто вписывает Тюмень в международный протокол.

— Вернемся к задачам нового комитета. В его названии есть слова «охрана и использование», что важнее?

— Законодательство, безусловно, обязывает охранять историко-культурное наследие страны. Однажды я задумалась: а если его просто исполнить — отреставрировать все памятники Тюмени за счет бюджетных средств, пусть и совокупных? Не успела загрузить сотрудников зряшными подсчетами, нас опередила, кажется, Кострома. Подсчеты показали: полный объем реставрации всех памятников этого города равнялся сумме его бюджетов за 60 лет. Ну что ж, нам ставить такие виртуальные задачи? Конечно, именно использование объектов поможет их сохранить.

— Закон о приватизации муниципального и государственного имущества вам поможет или навредит?

— У нынешних собственников (департамент имущественных отношений области) очень взвешенный подход к исполнению закона. На сегодня это стадия регламентирующих документов, проектов подзаконных актов. Нам, конечно, не избежать упреков по поводу «распродажи малой родины». Но, по-моему, это как раз один из вариантов ее сохранения.

— Надежда Владимировна, традиционный вопрос для начинающих. Вы довольны своим новым назначением?

— Я польщена, если выгляжу как начинающая. Что касается назначения… курирующий эту сферу заместитель губернатора просто известил меня, что нужно выходить на работу. А я над ее решениями раздумывать не привыкла. Eсли же совсем всерьез: миссию нашу в губернской управе считаю если не особой, то уж точно — особенной. Разве это не очевидно?

***
фото: Памятник архитектуры, который не дождался реставрации;Надежда Коломийцева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта