Жизнь -настоящая или прим у манная ?
Оксана Чечета и Даниил Фатин после посещения премьерного спектакля театральной студии «Ступени» не смогли ответить на вопрос, отчего молодые люди, которые не застали биполярного деления мира «гопники-неформалы», решили показать повесть Натальи Сергеевой «Место под солнцем» на сцене. Быть может, критика формы, в которой преподнесен текст, не дает взглянуть дальше, в суть особенного восприятия мира теми, кто готовится вступить во взрослую жизнь. Быть может, нужно глядеть глубже, чтобы их понять? Или… что?
16 апреля спектакль снова играли в родной школе (N 65) — уже в пятый раз, за спиной был театральный фестиваль в Тобольске. Видимо, поэтому в актерах ощущалась основательная уверенность в своих силах, легкая расслабленность. Но диалоги все равно читались (произносились), а не жили на сцене, — может, в этом повинна вторичность материала, ведь не было специального сценария, а были выдержки из повести.
Хотя, конечно, следует рассматривать постановку как отдельную субстанцию. Потому что участники спектакля не делали никаких выводов, не подводили итогов, они показывали отдельно взятую группу людей (прослойку общества, если хотите) в отдельно взятой обстановке.
Спектакль для самих актеров? От ответа на подобные вопросы они (бессознательно, видимо) уходили — наверное, они их себе не задавали. (Может, они не важны для них? — ред. «СубК»). Однако:
— Случайно попала в руки повесть, хотели снять по ней фильм, но не вышло. У нас есть знакомая, которая рассказывала о «пьяных кухнях» «того времени» — нас это увлекло, и мы поставили спектакль, но поскольку сами в этом не жили, то каждый внес в свою роль что-то личное…
Потом постановку посмотрели чиновники от образования и сказали: «А ведь правда! Ведь это же проблемно!». Проблемой, которую чиновники увидели в спектакле, они озаботились. Видят ли сами актеры проблему в своем спектакле? Они просто прочитали книгу, сами выбрали себе роли и диалоги. И «сделали спектакль для себя, может, кто-то что-то поймет — каждый свое». И, добавляет руководитель студии (взрослый опять же), спектакль, не поучая, не настаивая ни на чем, дает возможность одному поколению показать, как и от чего ему плохо, а другому — увидеть и понять это.
(Быть может, некоторые проблемы детей выдумывают взрослые, чтобы им было что решать? Придумать легче, чем искать? — ред. «СубК»).
***
фото: