Глоток свободы в эпоху тоталитарных рэпов
Слабо вернуться в 1960-е? В эпоху туфелек-лодочек, юбочек-колокольчиков, славного танца леткиенки и уличных автоматов с газировкой?
И, помните, были еще фильмы про нехороший, но такой заманчивый мир капитала, в котором обрекают на жизнь в морских глубинах человека-амфибию, из баров которого под буржуазный саксофон доносится «нам бы, нам бы всем на дно, там бы, там бы пить вино»…
Именно в эту незабвенную эпоху молодые и дерзкие наши мамы и папы днем рапортовали о достижениях комсомольской ячейки, а вечером ударялись в мелкобуржуазный шейк.
Именно тогда зародилось искусство, позже окрещенное терминами «постмодернизм» и «андеграунд», а сторонниками русофильства названное «параллельным», «альтернативным», «неофициальным».
Вернуться на 40 лет назад проще простого: посетите открывшуюся 17 апреля в музее изобразительных искусств выставку «Искусство без разрешения. Русский андеграунд 1960-90-х годов».
Выставка проходит в рамках международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий». Новосибирск, Москва, города Германии, а теперь и Тюмень увидели более ста графических работ деятелей андеграунда, чьи имена сегодня известны всему миру: Оскар Рабин, Eвгений Кропивницкий, Эрик Булатов, Дмитрий Красноперцев…
На открытии экспозиции царила ностальгическая же атмосфера: в исполнении экс-«Крунинг джаза» звучал ненавязчивый полуночный блюз, московский поэт Всеволод Некрасов, владелец представленной коллекции, с интонацией утомленного нарзаном стиляги читал свои стихи.
Скучновато было «врубаться» в длинные путаные тексты, впечатанные в рамочки вперемешку с картинами, расшифровывающие сущность постмодернизма. Предоставим ученым мужам и дамам рассуждать об антиискусстве и падении гуманизма. Давайте просто полюбуемся на оригинальные, и сегодня свежо и непосредственно дышащие, картины, а потом, выйдя на залитую ликующим апрельским солнцем улицу, будем скороговоркой тараторить въевшиеся в голову не менее оригинальные строчки: «кактусы кусачие как усы кошачие вот на подоконнике глядят пока на домики домики по моде на домики комодики»…
***
фото: Всеволод Некрасов