Человеческая жизнь в переводе на минуты
… Пока «скорая» добиралась из города в поселок Суходольный к пациенту с колотой раной — он не дождался помощи. Умер от кровопотери.
«Клиническая смерть — терминальное состояние, при котором отсутствуют видимые признаки жизни (сердечная деятельность, дыхание), угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. Длится несколько минут, сменяется биологической смертью, при которой восстановление жизненных функций невозможно» (Советский энциклопедический словарь, 1981).
Врачи скорой помощи уточняют: клиническая смерть наступает в период до пяти минут. При вызове неотложки трудно определить, насколько серьезно состояние больного. Решающую роль играют мгновения. Или — время, за которое машина скорой помощи преодолевает путь до пациента. Когда на пути «скорой» одно за другим вырастают препятствия — промедление воистину смерти подобно.
Недавно главный врач городской станции скорой помощи Лидия Остроумова подняла вопрос о строительстве еще одной подстанции. Новое здание оперативно-экстренной службы предлагали возвести либо в районе автозаправки «Феник» (недалеко от МЖК), либо между пятым и шестым микрорайонами. Предложение вполне оправданно -новая станция должна была заменить подстанцию N 3, расположенную по ул. Текстильной, За и обслуживающую весь Ленинский округ.
Подстанция в затерявшемся между панельными и кирпичными пятиэтажками розовом доме существует более 20 лет. По словам Марка Вейцмана, заведующего подстанцией N 3, прежде там размещались два магазинчика, а когда они появились -никто уже не помнит. Само собой, здание в аварийном состоянии. Eсли косметический ремонт там сделать еще возможно, то трещины в стенах и проседающий от времени фундамент требуют капитального подхода. К тому же тесно. Для отдыха персонала — всего одна небольшая комнатка, все спят вповалку. Стоянка вмещает 12 машин вместо необходимых 15.
Но бытовые проблемы — еще полбеды. Подстанция обслуживает почти треть городских вызовов скорой помощи (60 тыс. пациентов в год), порой по 18-20 вызовов за ночь. А всякий вызов — проблема. Микрорайон КПД превратился для неотложки в капкан. 80 процентов вызовов «тройки» приходятся на разросшиеся микрорайоны Ленинского округа. А добираться к ним, точнее — пробираться, приходится по ул. Энергетиков и через путепровод по ул. Пермякова -минут за 12. Ул. Энергетиков зимует в виде незавершенного Панамского канала — «уазики» и «газели» с красной полосой на борту с трудом пробираются через ледовые глыбы, маневрируют по дворам. Бывает, что к больному «скорая» подъезжает только через 20 минут.
Когда-то существовал короткий выезд на улицу Парфенова, но, наверное, за ненадобностью (для кого?), ремонтировать дорогу перестали. Здесь хоть есть надежда: администрация Ленинского округа пообещала выезд отремонтировать. Может, успеют до весенней слякоти! Иначе получится, как в прошлом году, — ни одна машина не могла выехать за ворота, буксовали в грязи.
О весне мечтают еще и потому, что будет не так остро ощущаться отсутствие теплого гаража — пока автомобили ютятся под открытым небом. Каково ездить зимой в холодном салоне! А если везут сердечника или раненого?
Надо ли объяснять, чем грозят все эти трудности? И их последствия, и чувства врачей, не сумевших спасти пациента, потому что «дорога плохая»…
Те же проблемы и на других подразделениях скорой. Город обслуживает четыре подстанции — и только, пожалуй, одна из них (по ул. Немцова) соответствует основным требованиям. У подстанции N 2 на Московском тракте нет площадки для машин, жилые дома стоят слишком близко. «Четверка» на Мысу не имеет площадей для размещения персонала.
Для нормальной работы городу требуется построить еще четыре подразделения неотложки. Но предложение главного врача станции скорой помощи Лидии Остроумовой так и осталось нереализованным. И до 2003 года на появление новой подстанции надеяться не приходится — нет денег в бюджете Тюмени. Хотя оперативно-экспертная служба — единственная из экстренных служб — находится в непосредственном подчинении у города. Почему бы не сделать ее образцовой? Речь-то не о финансовых затратах, а о человеческой жизни.
***
фото: