Контрабас как орлиное гнездо
Орел Владимир Васильевич. Заслуженный артист РФ, признанный лидер среди коллег — председатель Тюменского областного отделения Союза театральных деятелей (СТД РФ), известный мастер сцены нашего «большого» театра (драмы и комедии). Почти 200 разноликих ролей за 30 лет творческой работы. 4 февраля с.г. он побьет рекорд, правда, не по своей воле. В этот день Орлу стукнет 51 год.
В этот день закончится его личный юбилейный сезон. Затянувшееся ожидание театралами обещанного бенефиса. В чем Орел не виноват. Год назад случились горестные проводы в театре, и Орел — человек чести и нравственной основательности — праздничное действо Перенес.
Ждать нам придется до 1 февраля с.г. Творческий рекорд будет поставлен в виде премьеры специально «под Орла» знаковой комедии Патрика Зюскинда (Германия). С очень подходящим нашему герою названием — «Контрабас». Вызвать огонь на себя -Орла хлебом не корми. Преодолеть, победить себя, вывернуться наизнанку ради необычного сценического лика… о!.. Это мы любим и можем.
Так что играть в бенефис премьерный спектакль не каждый заслуженный решается. А Орлу это любо. Ладно, премьера. Это ведь еще и моноспектакль, в котором 1,5 часа надо держать внимание зрителей, перелопатив с толком «тысячи тонн словесной руды».
Eще одно слагаемое юбилейного рекорда Орла — долгое ожидание — случилось потому, что к начальству театра, решавшему бенефисную задачку, зашел пообщаться Александр Горбань. Восходящая звезда столичной режиссуры, с доброй подачи Михаила Ульянова получившая право поставить в Тюмени чеховский «Вишневый сад».
Горбань с ходу «врубился в базар» и здорово отконтрабасил Коревицкого с Ларичевым виртуозным замыслом. Не без помощи нашего кудесника балетно-пластических дивертисментов Эдуарда Соболя, которому предложили такую загрузку по его части, что, воплощенная, она смотрится как диалог пластической пантомимы с драматическим рисунком роли Музыканта. Горбань завершил свою работу в начале зимы.
Читатели «Курьера», конечно же, побывали на премьерных спектаклях «Контрабаса» (с 21 декабря прошлого года). Возможно, помнят мою рецензию в номере от 25 декабря. Знают, как сложно и с интригой рождался спектакль. Кулуары были, скажем, не очень… Ведь новые крылья Орлу еще предстояло облетать. На самых-самых психологических и нравственных высотах. Я писал, забегая вперед, предвидя успешный взлет. Трижды смотрел спектакль. Последний раз — 18 января. То была победа и вдохновляющий прием публики.
На этой ноте в предвкушении бенефисных заготовок недавно прошла наша беседа с Орлом.
— Вот вы, мэтр, в музыку преобразили жизненный шум. Каково это быть, хотя и на сцене, во власти самого божественного мира искусств, во власти музыки?
— Не совсем так. Конечно, мы говорили о музыке с режиссером, с партнерами. О композиторах. Бетховене, Вагнере, Моцарте, Шуберте. Но все время искали, как выразить боль и метания маленького человека — классного контрабасиста. Преодоление его одиночества, комплексов. Горбань считает, что Зюскинд продолжил в своем ключе «Записки сумасшедшего» Гоголя.
— Но почему, какие мотивы были у Горбаня, когда он формировал актерский ансамбль?
— Как бенефициант на постановку я выбрал его. Но когда Горбань сказал про Зюскинда, я охнул. А он — свое. Мол, не надоело то, что привычно, наработано на сцене? А давай пойдем на скандал. Поломаем твои роли. Задел, задел… Что-то, а рискнуть мне самому хотелось. Да еще сложная и интересная работа.
— Остальные актеры тоже приняли замысел?
— Мы быстро стали одной командой. Это Горбань умеет. Он оставил спектакль на вырост. Был уверен, что «Контрабас» будет прибавлять.
-Ваш актерский статус неоспорим. Ваша техника и духовность оригинальны и передают в зал добрую энергию. Но тут -особый случай. Ведь вы играете хотя и музыканта, но тоже артиста…
— Я заново пережил сладостную тяжесть актерского труда. Снова открыл его. Роль стала лакмусовой бумагой, тестом, замечательно сложной проверкой моей состоятельности, моей актерской высоты. Пусть пишут, пусть говорят всякое… я-то знаю, что победил, открыл в себе другого, обновился.
— Что нового у председателя СТД?
— В конце прошлого года был в Москве на всероссийском съезде СТД. Главными стали социальные вопросы театральной жизни. После встречи президента Путина с нашим председателем Александром Калягиным почетче проступили контуры специального закона о театре, решения правительством насущных проблем. И в нашем деле нужны четкие правила игры, нормы, ибо безалаберности сейчас хоть отбавляй.
Скажем, любит тот или иной губернатор театр, значит, дела -и творческие и материально-финансовые — идут на хорошую оценку. Там, где нет внимания, хиреют даже известные в прошлом коллективы. Только важную, уникальную роль театра в духовном и культурном просвещении наших граждан нельзя заморозить.
— Самая больная проблема председателя тюменского отделения СТД?
— Тюмень — один из немногих пока еще крепких театральных городов, где нет своего Дома актера. Притягательного центра культуры для всех слоев горожан, наших гостей. Власти все думают, а появится «бездомный» банкир — ему сразу же определяют место. Может, новые люди в областной власти помогут? (Встает).
— Куда вы, Владимир Васильевич? У меня еще есть вопросы!
— На репетицию. С удовольствием работаю над новым спектаклем, который ставит наш гость из Минска Валерий Раевский. Такой завораживающий белорусский вариант Ромео и Джульетты. Тонко работает, поэтично, в манере психологического реализма… (Убежал).
Примите, мэтр, вдогонку уже с газетной полосы наши добрые пожелания и душевные поздравления. Нашу веру в главного и неповторимого тюменского Орла.
На редком снимке из архива театра — Орел в роли принца Альдебарана в спектакле «Волшебные кольца Альманзора».
***
фото: