Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Без фанфар

Вся первая половина текущего года настолько плотно была занята крупными событиями в наших театрах и изоискусстве, что за рамками этих обзоров оказались рабочие будни тюменской культуры, встречи и дела, проведенные без особой помпы. Но не менее важные и интересные.

Культура в меняющемся мире

В издательстве ТГУ недавно увидела свет монография проректора по научной работе Тюменского государственного института искусств и культуры Юрия Ларина «Пролегомены к культурологии» (2002). Автор — один из основательных наших философов, чья эрудиция и логически безупречные способы рефлексии на уровне современной синергетики позволили ему убедительно истолковать суть, структуру и роль столь запутанного феномена, как эта новая сфера научного знания.

Культурология у нас потихоньку набирала вес с 1980-х гг., пережила бум в 1990-е и быстро «испачкалась» в словоблудии скороспелых «спасителей отечественной культуры». Интерес таял на глазах, западные спецы громко заговорили о ней как о зеркале постсоветской «политической конъюнктуры», «новом варианте старого мышления» с довесками видоизмененного научного коммунизма и «ложными идеями об особом пути» России.

С другой стороны, и российские философы, видя, как бойкие коллеги собирают из случайных элементов гуманитарных наук неуклюжего монстра, стали каяться и отвергать новинку. Мол, и методологии не видно, и, вообще, похожа на философский оккультизм. «Хитрый» Ларин, фактически отыскавший на основе историко-философского и феноменологического подходов место впадения вновь рожденной сударыни в общую реку знания и систему наук уже XXI в., укрылся пролегоменами. Мол, я разъясняю свою позицию, еще раз попробую открыть плохо прилаженную дверь. Но еще великий Кант в своих «Пролегоменах» 1783 г. трактовал их дискурс как руководство к определению природы собственных философских устремлений.

Однако закономерен вопрос, почему я (не философ по базовому образованию) сужу о таких материях. А потому: 1) только поднаторев в культурологических изысках, понял целостную картину развития детской лирики XX в. и ее феномен, когда в 2000 г. корпел над рукописью докторской диссертации; 2) поднял обзоры института научной информации РАН РФ и сопоставил с библиографией Ларина, его диалогом с коллегами — от античности до западных корифеев. Очень впечатляет.

В итоге мы имеем серьезный вклад в сложное дело, ибо, согласен с Лариным, вне культуры человек невозможен не только как социальное, но и как живое существо. Иначе нам быть «едва заметной и маловразумительной рябью на… равнодушной поверхности нейтрино». С XXI в. начинается третья историческая эпоха бытия человека в мире — «эпоха преимущественно культурной детерминации», разумеется, вбирающей в себя социально-природные начала гуманизированного претворения.

Художественная культура как феномен

Заслуживает внимания и региональная научно-практическая конференция в Тюменском государственном институте искусств и культуры, прошедшая в апреле с.г. Она отличалась плодотворным сочетанием науки и практики, поиском новых дорог в культуре — и глобальной, и региональной. И если Леонид Лар (Тобольск), северянин, наладивший диалог со своими прародинами — ведунами и шаманами, показывал, как их духовная аура обогащает изоискусство, то Игорь Муравьев представлял искусство как экзистенциальный диалог.

Нынешнюю власть справедливо критикуют за то, что она отворачивается от рекомендаций науки. И не только власть. Стоило мне назвать известную «слоистую» трилогию Виктора Строгальщикова экзистенциальным романом, как член СП РФ Виктор Захарченко, часто выступающий в печати с литературными критическими статьями, тут как тут наподдавал ментору. Наверное не ходил на мои лекции в ТГУ, будучи студентом. Даже в то советское время наша либеральная кафедра литературы знакомила студентов с основами западной эстетики. С тем же экзистенциализмом. Серафима Бурова, ныне доцент кафедры, тогда даже «пятерку» получила за разгадку экзистенциальных корней нашумевшего английского романа Айрис Мердок «Черный принц». Чем блистал Захарченко, не помню

Но, берясь за перо, заглянул бы в источники. Сегодня широко доступны и Хайдеггер, и Сартр.. Прочитал бы в «Теории литера туры» Валентина Хализева (2000), что современная литература в России осваивает новое понимание личности героя, отчужденного (как Лузгин у Строгальщикова) от реальности, пребывающего в со стоянии беспрерывного выбора, освобождения от прежних стереотипов.

Эстетическое недомогание и солженицынская образованщина, увы, присущи многим местным литераторам. В отличие от тюменских театралов и художников, не чурающихся научных чтений в ТГУ, ТГНГУ, ТГИИК…

Там Лариса Балина занимается смеховой культурой ханты и манси, а Людмила Захарова выдала на конференции портрет всей системы художественной культуры области. Ненку Валентину Вануйто (Салехард) привлек драматизм судьбы и поэзии Eршова. Татьяна Кононова, анализируя современное искусство Великобритании, вела речь о преодолении в нем конфликта культур, который есть и в России.

Любимый дважды заслуженный артист драмтеатра Сергей Кутьмин в ТГИИК «получил» роль доцента. Eго доклад — про любовь на современной сцене. Понимаю мэтра — последние годы то палачей играет, то запивающегося мужика, то мелкого политикана. Деловым было выступление Инны Морозовой — про студенческое турбюро как форму освоения художественной культуры нашего края.

Союз науки и практики

Совсем свежее издание — материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов». Новый Уренгой, 2002 г. (издательство ТГУ). С посвящением 25-летию школы N 1 северного города, под редакцией профессора ТГУ Валентины Сушковой.

Педагоги-практики оценили пользу научных разработок, а вузовские исследователи рады воплощению своих идей в жизнь школ. Обсуждали наше образование в XXI в. — преодоление или продолжение традиций и как увязать наступающую культурную глобализацию с региональным фактором. В рекомендациях сказано: не надо бояться этого процесса, ибо общечеловеческая гуманитарная культура едина. Однако пока нет хорошего курса школьного историко-культурного краеведения. Суть инноваций в школе и вузе — направить питомцев по пути самосовершенствования и самообразования.

В итоге не могу не согласиться с не знакомым мне докладчиком (В.В. Чахлов): не ругайте современную ситуацию в культуре. Она вносит новый опыт видения и познания культурных ценностей — и мира, и отечества, и тех мест, где живем и работаем.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта