Азбука для ног
Сладкая пора поиска — так назвал работу недавно созданного при Тюменском колледже искусств хореографического отделения Виктор Савин, его художественный руководитель.
Eще одна его поговорка: «Сначала нужно родить няньку, а потом уж ляльку». «Нянька» начала рождаться в сентябре, когда первые семь девушек и пять юношей поступили на хореографическое отделение колледжа. Сейчас, во всех смыслах, первокурсники уже подходят к экзаменам. По словам Виктора Захаровича, идея создания такого отделения пришла в голову всем одновременно, так как потребность в хореографах сейчас огромная. Педагоги требуются в школы искусств, в колледж.
Да и не только педагогические цели преследуют создатели первого в городе хореографического отделения — любой танцовщик должен быть грамотным. Подготовка в школах искусств по классу танца неоднородная, и многим ребятам потом трудно поступить в хореографические училища других городов. Тюмень начинает закрывать эту образовательную брешь. Основная специальность, которую получат выпускники хореографического отделения через пять пет, — артист ансамбля народного танца. Но жесткой установки нет — в списке предметов первокурсников практические занятия по классическому, историко-бытовому танцам, история балета, музыкальная литература, композиция постановки танца (будущие хореографы осваивают приемы балетмейстерского ремесла).
Помимо теоретических занятий по методике, истории, психологии студенты много работают физически. Так, в понедельник им предстояло оттанцевать почти шесть часов. Но ребята не ропщут — начинается занятие по историко-бытовому танцу, которое ведет опытный и строгий педагог Людмила Вавилова. Оттанцевать, к примеру, весело, а не просто задорно, менять мимику к каждому танцу сможет не каждый -тут нужны воля, характер. Тем более историко-бытовой танец требует ювелирной отточенности движений, где детали, нюансы имеют колоссальное значение. Научишься азам, которыми в совершенстве владели наши предки, — считай, прошел огромнейший блок танцевальной науки.
Веселый крестьянский бранль, старинный танец немецких прачек и дровосеков: студентки по-хозяйски подгибают подолы, студенты берут в руки воображаемый топор, все с трогательной неуклюжестью изображают нехитрые ремесла трудяг. Простоватый круг сменяет чопорный придворный танец рыцарей. Хотя, конечно, это красивая стилизация балета — рыцари вместо невесомых чешек обувались в тяжеленные сапоги. Фигуры «посох» и «королевский поклон» характерны для менуэта XVII века, степенного и мягкого. Скорый менуэт характеризует галантный XVIII век.
«Важно не то, что ты закончил, а что ты можешь», — считает Виктор Санин. А некоторым первокурсникам хореографического отделения уже сейчас можно пророчить великое будущее.
***
фото: На уроке хореографии