От печали до радости…
Печаль. Eще отголоски нашего хамства — нет, невежества. Рецидив застарелой болезни обывателя, скуки ради в провинциальных кущах забредшего в театр — авось развеселят.
Не вышло. И понесло — гнать, мол, их всех, публику занять не умеют. Вон в телевизоре этот -морда красная. Как скажет — выворачивает от смеха. Нет, столичные актеры — вещь. А наши? Куда им…
И детям своим такие люди ничего доброго про театр не скажут, и в школах по большей части в Тюмени к походу в театр не готовят. А ведь было совсем недавно — приготовления к театру. Входили обязательным элементом в программу эстетического воспитания школьников. Пусть корявыми словами, но говорили: театр — элитарное зрелище, праздник души, приобщение к красоте. Будешь, юнец, жить богаче и подольше.
Давно я обещал тюменским мастерам кукольных дел просмотреть премьерный спектакль. Сделать это непросто, поскольку наш театр кукол и масок на реконструкции. Показывают лишь вещи, специально поставленные на выезд, на плохих площадках. Сейчас «куклы» работают в городских школах. Впечатление от приема артистов, отношения к профессиональному театру самое горькое. Знак беды общества, нет, скопища индивидов, занятых меркантильными мыслями.
Итак, четверг, 6 июня с.г. Известная в Тюмени 25-я школа. Театр кукол и масок дает премьеру сказки-игры «Волшебный дождик», адресованную младшеклассникам. По удачной пьесе 1980-х известного детского драматурга Валерия Зимина.
Рекреация на этаже — холл, этакая площадка перед классами. За декорацией — две двери в туалеты. Интеллигентная Ольга Линенко, человек с тончайшим чувством музыки и красоты, на этот раз за переносным пультом. Пробудет звук. Устраивается напротив. У запасного выхода во двор. Весь спектакль двери туда-сюда. Младшие уселись нормально, в импровизированных рядах. Подростки из летнего школьного лагеря, не приученные к общению с театром, заняты своими делами. То во двор с мячом, то обратно — через всех, то девочки из спален в спальни, устроенные в классах.
Где же класс педагогов? Это же элементарно: при равнодушии к спектаклю подростки еще демонстрировали свою взрослость, отношение к сидящей мелюзге. Хотя бы пару страниц из Макаренко прочли: если вы создаете разновозрастный смешанный отряд, то изучите уровень, интересы ребят, межличностное общение. Образуйте микрогруппы по интересам, пусть старшие заботятся о младших. Начните соревнование групп, определите общее дело. Все пущено на самотек — лишь бы ничего не натворили, были накормлены и вовремя легли спать.
Понятно, что и в таких условиях детские театры должны «ходить в юный народ», приобщать к искусству. Но, коли согласились принять спектакль, то школьным администрациям и отвечать за прием. Но мне в театре шепотом: «Не пиши. А то вообще пускать не будут: мы вам деньги платим, а ваше дело отрабатывать». Деньги, кстати, идут из бюджета, по статье расходов на летний отдых детей. Где вы, депутаты городской Думы? Вот благое дело — сходите на выездной спектакль, помогите театру, убедите педагогов принимать его по-человечески.
Читаю воспоминания Ильи Эренбурга о поездке в осажденный Сталинград зимой 1942 г. Командарм героической 62-й армии Василий Чуйков, принимая творческую бригаду артистов, в катакомбах на берегу Волги отвел им самое лучшее и большее помещение. Наладили свет, плащ-палатками выгородили гримерки. Ладно, то были советские звезды 1940-х гг. А что же наши?
Напомню: даже если в Тюменском театре кукол и масок останутся лишь стажеры, все равно они — наследники замечательных традиций 1960-1980-х гг., когда команда реформатора нашего театра Раисы Рогачевских влилась в движение новаторов королёвской школы. Она вернула кукольникам синтез-зрелище, «живую» игру актера, маски, элементы других жанров сцены. То была великая Уральская зона, золотом вписанная в историю отечественного и европейского искусства.
Духовно-культурная аура не исчезает сразу, ее светоносная сила видна в сегодняшней игре Зинаиды Береговой, Апьфии Загретдиновой и Ларисы Шереметьевой. В мастерстве Юрия Федорова. Всех участников выездного спектакля в 25-й школе. Пересиливших себя и творивших так, словно и не было вокруг этой нечистоты. Ничего, из полусотни ребятишек пусть 10-12 с помощью детской удивительной интуиции проникнутся театральной «заразой». Вон девочка из 5-го класса листает средь этой грязи… томик сонетов Шекспира. Вон Анастасия Безрученкова, студентка третьего курса журналистского отделения ТГУ, попросила меня провести с ее командой хотя бы репетицию поэтического театра.
На сцене не было в тот день Василия Лазарева, Натальи и Ромы Явнычей, Николая Тарасова, Бори Поткина. Но и на их лицедействе все равно лежит печать королёвской школы.
Может, меня правильно поймут начальники тюменских комитетов по культуре и управлений по образованию. Сделают так, чтобы кукольников встречали получше, получше организовывали представление. Говорят, что в Тюмени нет залов, чтобы на период до октября с.г., пока идет реконструкция, театр получил бы место для временного подобия стационара. Почему нет? Мало занят зал в областной научной библиотеке, куда лучше условия во Дворце детского творчества, можно было бы и малый зал на первом этаже областного музея изоискусств предоставить. Я не понимаю, зачем так унижать настоящих мастеров сцены на фоне болтовни о духовно-культурном возрождении?
И что за место такое — провал между Eкатеринбургом и Омском? В Омске, когда начались реформы и заводы бросали свои клубы, многие здания передали вновь образованным театрам, да еще помогают им. В смысле финансов и материально-технической базы, восемь новых театров!
А спектакль хороший. И режиссура Сергея Грезнова, соединившая драматические элементы с чисто кукольными. И декор Сергея Перепелкина с фантастически красивой лесной поляной. Фокус в том, что художник увеличил ягодные кусты и травы, получился зеленый дворец. В нем органично живут добрые и злые герои, по воле автора ставшие грибным царством. И хорошие грибы, и поганки поначалу опутаны кознями беспощадного Мухомора. Но все равно настанет час, и придет веселый дождь -пополам с солнцем. И спасенный от злыдней волшебный ларец сотворит чудо преображения. Он бы и сам по себе победил, но без настоящих испытаний не стать героем — защитником светлого начала жизни.
Интересно, что музыку к спектаклю написал директор театра Василий Пустыльников, и это действительно театральная музыка, эмоционально ведущая зрителя по извивам динамично закрученной интриги. Вселяя в нас веру в хорошие перемены для единственного в области кукольного профессионального театра.
***
фото: Пока театр на реконструкции, актеры вынуждены мириться с хамством и безразличием