Партийная жизнь, температура около нуля
Ток-шоу «Прямая речь», что прошло на телеканале «Ладья» в субботу, отчетливо выявило пока что одну тенденцию. Партийная жизнь в регионе едва теплится.
В «Прямой речи», по замыслу организаторов, должны были встретиться для дискуссии с губернатором Сергеем Собяни-ным левые, правые и центристы. Вот и встретились. Молодой человек из крайне левых, с красным флажком в руках, все порывался «схватиться с режимом» и обещал народу светлое будущее, как только левые — мирным, конечно, путем! — придут к власти. Обещание захвата власти не вызвало ни малейшей тревоги в остальных частях политического спектра.
Активисты райковской партии и представители «Eдиной России» в дискуссию с левыми не вступали, судя по репликам, пока что эти движения в регионе сосредоточились на теории «малых дел». Как-то, например, на строительстве горнолыжного центра в районе деревни Воронино. На что губернатор мягко заметил, что он и не подозревал, что там — на крутом берегу у Воронино -идет партийное строительство. Правые практически помалкивали. А интерактивный опрос телезрителей показал, что партийная жизнь в сфере интересов горожан сильно уступает проблемам горячей воды, общественного транспорта et cetera.
Словом, реальная власть в лице губернатора без труда переиграла всех партийных активистов. В том числе и наиболее настойчивых — «советских женщин». Они было пытались прижать Сергея Собянина к стенке, цитируя фрагменты его же предвыборной программы: мол, где исполнение? На что Собянин спокойно отвечал, что программа рассчитана на весь срок губернаторских полномочий, пока же не прошло и полутора лет.
О передаче все.
Теперь о партийной жизни в регионе. На мой взгляд, она представляет собою кусок мягкого воска различных расцветок, из которого власть пытается в очередной раз слепить удобную для себя конструкцию. Это не преувеличение. Как не вспомнить недавнее — за несколько месяцев до выборов депутатов Облдумы в нашей газете появилось предложение правых: половину депутатов избирать по партийным спискам. Так, как делается это на выборах в Госдуму. Так, как уже делают, формируя состав законодательного собрания Калининградской области.
Идея была тотчас развенчана. Уважаемый (тогда и сейчас) спикер областной Думы Сергей Корепанов категорически возражал, поскольку территория к этому еще не готова, партии не сформированы и т.п. Странно: как только та же самая идея зазвучала сверху, ее все услышали, никто не попытался оспорить, а, напротив, с прежним советским рвением принялись исполнять. Что ж, может быть, шанс заняться политической работой не на улицах и площадях, не в жилых микрорайонах, а в уютном, с евроремонтом, зале областной Думы и ее кондиционированных кабинетах раздует слабо тлеющий огонек партийного строительства.
Впрочем, последнее десятилетие (точнее, уже дюжина) только подчеркивает затухание партийной инициативы на местах. Хотя еще в самом начале девяностых, когда стремительно дробилась и распадалась КПСС, обособившиеся группы и группки активно размахивали своими знаменами. Я еще помню, как милиция разгоняла у здания областного совета «несанкционированный митинг» Демократического Союза. Как строили свои ряды социал-демократы, правда, и сейчас не могу определить -правее КПСС или левее было их место? Да и мне самому (вместе с Геннадием Ивановичем Райковым) казался очень привлекательным Руцкой с его «Народной партией — коммунистами за демократию». А митинги Народного фронта, так и не оформившегося в партию! А патриоты братья Павловы! Все промелькнула перед нами, все побывали тут.
А после? Толпы чиновников, бросавшихся из одной партии власти («Демвыбор России» -«Наш дом — Россия» — «Eдинство») в другую. Яркий взлет и вялотекущее существование ЛДПР. Бесконечные неудачи Зюганова в борьбе за президентство. Перманентная реконструкция правых, когда очередное объединение сменяется расколом… Смею думать, что все это — то ли строительство, то ли реконструкция, то ли демонтаж — очень отвратило народные массы от желания строиться в ряды. А может быть, за десять-двенадцать лет люди просто отвыкли от потребности состоять в чем-то кроме самих себя? И будет теперь как у всех: партийный аппарат как носитель той или иной идеи, и свободные массы, сегодня голосующие за тех, а завтра за других…
Нормально.