Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Размышления у витрины

В начале июня заканчивает работу выставка ювелирных украшений «Искусство или ремесло». Тишина музейных залов контрастирует с суетой и толчеей возле прилавков ювелирных магазинов, хотя покупателей единицы, большинство заходит просто поглазеть. Почему же тюменцы не торопятся увидеть вещи действительно высокохудожественного уровня, а любуются штампованной тиражной продукцией?

Традиционная ювелирная эстетика держится на драгоценных материалах — чем дороже, тем лучше. Однако опытный мастер знает, как можно добиться иллюзии большей стоимости, чем есть в сырье: например, бриллиант можно закрепить под углом, от чего он будет казаться крупнее. Настоящий художник может «поиграть» материалом, представив серебро не серой массой, а шероховатостью поверхности создать иллюзию снежного сияния, обрамляющего хрусталь, или выбелить металл до оловянного цвета, покрыв благородным чернением. Золото — дорогой металл, и мы по старинке считаем его достойным вложением денег, не подозревая, что порядка 40 процентов от стоимости товара — всевозможные торговые накрутки и пошлины, но психология — вещь упрямая, и мы готовы платить за заблуждения.

Ювелирное дело тяготеет к двум полюсам. С одной стороны, высокое искусство, когда мастер умеет показать ценность вещи даже из недорогого материала — коралл, ракушка, поделочный камень. С другой стороны — легкомысленная коммерческая бижутерия. Покупатель легко клюет на штампы и общепринятые смыслы: зодиакальное разделение камней, жемчуг — море, моржовая кость — север. Особо искушенные предпочитают символику металлов, порожденную средневековыми алхимиками.

Конечно, зрительское восприятие вещей отмечено идеей потребительства. Глядя на роскошные музейные экспонаты, мы мысленно представляем их на себе. Так зачем же смотреть на вещи, которые нельзя купить? Выставка ювелирных украшений реабилитирует ювелирное дело, прививает если не вкус, то хорошую разборчивость, сближает искусство и жизнь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта