Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Здесь начинается ад

Окончание. Начало в N 65

В этом году поисковики тюменского объединения «Десант памяти» вновь разбили лагерь близ деревни Малое Замошье (Новгородская область). Волховские болота — место, где в январе 1942 части 2-й Ударной армии попали в фашистское окружение. Собственно Долиной смерти наши солдаты назвали четырехкилометровый коридор в районе деревни Мясной Бор, по которому в течение 6 месяцев прорывались из немецкого кольца остатки советских войск. По донесениям, суточные потери доходили до трех тысяч человек. После войны погибшие здесь солдаты, нареченные предателями вслед за своим командиром генерал-лейтенантом Власовым, так и остались лежать непогребенными… Сейчас в Долину со всей России съезжаются поисковые отряды, чтобы через 60 пет попытаться хоть как-то исправить ошибку прошлого…

***

Работу поисковика трудно представить без металлодетектора, или, как его здесь называют, звонка. Через 60 лет многие кости уже истлели, поэтому зацепляться приходится за железо. Опасные находки, к примеру, гранаты Ф-1, откладывают к деревьям. Теперь это забота саперов. Практически стопроцентным сигналом к тому, что здесь лежит боец, служат личные вещи. Ложки и другую утварь осматривают особенно внимательно. Нацарапанные гвоздем инициалы помогут установить личность пропавшего без вести бойца.

Наверное, самая большая трудность при работе со щупом для начинающего поисковика — отличить звук камня от звучания металла. В первые дни это одна из самых распространенных находок. Сложнее дело обстоит с останками: корень звучит практически так же, как кость.

К щупу в Долине отношение особое. Сначала тщательно выбирается ветка для рукоятки, затем бережно вгоняется железный прут. Поисковики шутят, что щуп нужно выбирать, как жену, -на всю жизнь, точнее, на всю экспедицию. Высшим мастерством считается работа только щупом, без металлоискателя, но для этого нужно уметь, что называется, «читать местность» — тоже особый талант — по расположению траншей и воронок восстановить картину боя, определить, где может лежать боец.

Андрей Желаев

Eще одна технология: пробивать специальным стальным прутом — «вертухой» — одиночные окопы — ячейки, блиндажи и землянки. Именно туда впопыхах могли сбросить солдаты тела погибших товарищей, по 5-6 красноармейцев в одну яму. Порой даже на то, чтобы присыпать их землей, не было сил и возможности, поэтому это делало время, затягивая безвестные могилы листвой. По словам Сергея Кузнецова, поисковика отряда «Камаз» (Набережные Челны), в землянках останки сохраняются хуже, чем в ячейках, где, как ни кощунственно это звучит, бойца поднимать легче. Корней и камней на такой глубине практически нет. Обычно лежат они в той же позе, как их застигла пуля. Личные вещи и оружие находятся рядом. К примеру, если смертный медальон солдат носил в нагрудном кармане, то сейчас, через 60 лет, его можно найти в районе грудной клетки…

***

Рабочий день в Долине длится 12 часов. С раннего утра и до позднего вечера ребята на раскопах. Жалоб нет, нет и попыток, как говорится, «закосить» по болезни. Хотя погода тюменцев не жаловала. Несколько дней было холодно, часто шел дождь, но работы ни на час не прекращались: вода может скрыть от поисковика важные предметы. Как говорят новички, раз уж решили принять участие в экспедиции — надо работать, тем более таких «картинок» ни в одном учебнике по истории не увидишь. А фамилии пропавших без вести героев, точное описание военных операций, названия населенных пунктов, где шли сражения, можно узнать только в Долине.

Река Глушица, рядом с которой находился лагерь «Десанта», -один из последних рубежей обороны советских частей, попавших в окружение. Примерно в 500 метрах отсюда были подняты ящики с документами. Там же, по всей видимости, и окопались уцелевшие подразделения 2-й Ударной армии. После прорыва наших укреплений немецкими войсками уничтожение штаба армии было очевидным. Разбитые на отдельные группы солдаты самостоятельно пытались выйти из котла. Поэтому сейчас поиск останков сложно вести по картам, на которых отмечалось расположение окруженных частей. Работали в основном у дорог и остатков узкоколейки.

Когда коридор захлопнулся, оставшиеся в окружении солдаты, офицеры и гражданское население оказались наглухо закупорены в «Любанской бутыли». Кто-то пытался связаться с партизанами, кто-то выйти, некоторые даже оказывали сопротивление. Когда кольцо сомкнулось, в немецкий плен попало порядка 30 тысяч человек.

Отдельный разговор о судьбе раненых. На картах времен войны целый район площадью три квадратных километра обведен красным карандашом с пометкой — «раненые». Это так называемая госпитальная поляна, где располагались санитарные подразделения и полевые лазареты. За то короткое время, пока узкоколейная железная дорога еще не была разбита, отсюда вывезли около 10 тысяч раненых бойцов и офицеров, но большинство все же осталось лежать здесь. Их оставляли, потому что шанс преодолеть 4-километровый путь по Долине смерти к выходу был только у здоровых.

***

Кто-то сказал в Долине: мы поднимаем не убитых, мы поднимаем раненых. Поисковики, как будто опоздав на несколько десятилетий, торопятся сделать то, что кто-то не успел завершить 60 лет назад. Поднимая бойца, мысленно просят солдата еще немного потерпеть. Своеобразная психологическая защита… Действительно, невозможно привыкнуть к ощущению того, что находишься на месте гибели нескольких тысяч человек, порой даже кажется, что и природа впитала мрачную энергетику этого места. Только из-за отсутствия крестов и надгробий жутко не становится. Просто иногда могут сниться кошмары.

Андрей Желаев

Все предметы, представляющие хоть какой-то интерес, в Долине называют «бакшишем». Это и штык от винтовки Мосина, и простреленный котелок. Поисковиков можно также назвать военными археологами. Их находки ценны не только для музеев, но и для истории. Наверное, самыми интересными стали печати 118-й автомобильной санитарной роты. Немалое удивление вызвала казачья шашка, найденная на месте стоянки штаба 2-й Ударной. Возможно, она поможет установить имя ее владельца, а следовательно, и судьбу подразделения, которым руководил хозяин клинка.

Однако на протяжении всей истории поискового движения самой ценной находкой считается небольшой эбонитовый пенал черного цвета, в котором находится вкладыш с именем солдата. Поисковики прочесывают пес, просеивают килограммы земли, и все ради этой капсулы. Слишком часто смертные медальоны оказываются пустыми. Здесь и неграмотность солдат, и суеверие, что, если заполнишь медальон, тебя обязательно найдет пуля или осколок.

На одной поляне в районе стоянки штаба 2-й Ударной армии было поднято 10 бойцов, и лишь у одного из них был медальон с заполненным вкладышем. Левонтий Иванович Першин, 1906 года рождения, призван в артиллерийские войска из Куйбышевской области в 1941. Вместе с ним найдено и письмо из дома. Ответом на него внуки погибшего здесь солдата получат известие о точном месте смерти и перезахоронении и горсть новгородской земли. На вскрытие смертного медальона нужно немало времени — пролежавшая в болоте бумага требует очень бережного отношения. Порой на расшифровку вкладыша в специальной полевой лаборатории уходит несколько часов.

Останки после эксгумации хранятся в обыкновенных полиэтиленовых пакетах. После их разложат по гробам и 8 мая захоронят возле мемориала близ деревни Мясной Бор. Только те, чьи фамилии установили поисковики, будут погребены в отдельных могилах. И для своих родных они наконец-то вернутся из более чем полувекового небытия.

***

Eсть в Долине традиция: поисковик, нашедший медальон, не только сообщает родственникам о месте смерти бойца, он заменяет им погибшего сына, мужа или брата. Но иногда перед ребятами просто захлопывают дверь. Большинство все же считает своим долгом хотя бы раз побывать в Мясном Бору.

Здесь для поисковика история этого солдата, его переживания, ранения, страх заканчиваются. Но не заканчивается история ошибки. ОШИБКИ, исправлять которую будут еще тысячи людей на протяжении, по крайней мере, двадцати лет.

***
фото: Останки складывают в полиэтиленовый пакет;Печати 118-й автомобильной санитарной роты;Смертоносные находки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта