Общественно полезный театр?
Понятие PR с натяжкой можно назвать новомодным; уже больше десяти лет оно звучит с телеэкранов, раздается из радиоприемников, красуется на страницах газет. По до сих пор для многих остается раздражающе непонятным. Что же такое PR? Откуда есть пошел? И для чего нужен?
В то недалекое прошлое, которое помнят еще нынешние студенты, массовым увлечением был спорт; сначала футбол, затем -хоккей, ну а после — фигурное катание: красивое и захватывающее зрелище. Но… общество непостоянно в своих пристрастиях, и вот на смену старому приходит новое — «мыльное», которое по истечении должного времени сменяет новейшее — наблюдение за политическими перипетиями.
В них есть все: и бесконечный сюжет, и постоянные герои, и будоражащие элементы соревнования. В политическом сериале есть свои «народные артисты» или игроки высшей лиги — это политики федерального масштаба, «заслуженные» (первая лига) -политики регионального уровня — и т.д.
Иногда игроки с большими амбициями предлагают себя «высшей лиге», но «покупают» их крайне редко, т.к. в политическом спектакле, как и в итальянской комедии, все роли уже расписаны-разбросаны и вакансии появляются нечасто. А самая важная особенность политического действа в том, что зритель в нем принимает непосредственное участие, а «приз зрительских симпатий» — это наивысшая награда для актеров такого амплуа.
Но даже с маленькой властью расставаться нелегко, а лучше бы ее не просто сохранить, но еще и «расширить и углубить». А как? Да сделать зрителей своими союзниками, обаять их, убедить в своей исключительности. Это только классику легко говорить, что «нужно быть, а не казаться». В решении этой задачи ему помогают некие специалисты, вооруженные знанием психологии, социологии, риторики, стилистики, журналистики и т.п.
Для большей интриги, загадочности и с целью устрашения конкурентов этим специалистам присваиваются звания англоязычного происхождения: имиджмейкер, спичрайтер-ньюсмейкер, спин-доктор, а то, что они делают, называют пиаром. Пользуясь театральной терминологией, пиарщиков нельзя назвать ни кукловодами, ни режиссерами-постановщиками, ни суфлерами, ни консультантами — они стали такими же полноправными участниками спектакля, как и их работодатели.
О пиаре даже появились фильмы, анекдоты, сказки, мифы, самый неприятный из которых — миф о черном пиаре. Сейчас пиарщики всеми силами стараются его развеять. Они создают всевозможные профессиональные этические и моральные кодексы, заявляют о своей открытости, искренности, честности, а зритель на это говорит: «Не верю!». Не верит потому, что «политика -вещь грязная», а «факты — вещь упрямая», и много еще почему.
Так ли мудра «народная мудрость»? Распутать этот свалявшийся и слежавшийся гордиев узел решили будущие специалисты по связям с общественностью (от англ. public relations — «связи с общественностью») — студенты нефтегазового университета — и организовали в стенах технологического института «круглый стол». Пригласили своих наставников, позвали телевизионщиков и, несколько робея под тяжестью взятой на себя задачи, начали обсуждение заявленных в программе вопросов.
Авторитетное мнение старших о том, что никакие, даже самые замечательные, официальные этические кодексы не способны заменить внутренние моральные принципы, никем не оспаривалось. Хотя осталось неясным, как можно балансировать между ними и желанием хорошо зарабатывать. Молодежи пришлось удовлетворяться ссылкой на цивилизованное будущее. А вот заявление одной из студенток, что PR является «надстройкой над обществом», просто утонуло в бурной реакции зала. И если после этого кто-то продолжал так считать, то вслух об этом не заявил.
Желаемых ответов «круглый стол» не дал, но был очень полезен будущим пиарщикам в качестве тренировочного заплыва.