Музыкальная история
На днях главную героиню этого сюжета сократили. Заведению, где она работала преподавателем фортепиано, не удалось набрать полную группу учеников.
Этот последний по времени сюжет — далеко не первый в жизни Пианистки. Назовем ее так, без имени и фамилии. Хотя фамилия у нее в российской истории знаменитая, но степень родства нам установить не удалось.
1. Деревня
Пианистка переехала в Тюмень из центрально-азиатской республики в середине девяностых годов. Нашла работу в пригородной деревне. Местная музыкальная школа даже выделила ей комнату. Поскольку там, откуда она приехала (или бежала?), оставалась мать, учительница-пенсионерка, Пианистка работала по совместительству еще в нескольких местах, пытаясь обеспечить обеим более-менее сносное существование. Но ситуация в азиатских республиках менялась не в пользу «русскоязычного населения», мать болела, и Пианистка к исходу четвертого года своей работы в деревенской музшколе (ДМШ) решила привезти родительницу в Тюмень.
В добрый путь? Не тут-то было. Невозможно сегодня объяснить, что там случилось, но внезапно планы директора ДМШ относительно комнаты и места работы Пианистки переменились. Слегка лукавя, она издала приказ об «отпуске с последующим увольнением», а когда Пианистка вернулась вместе с матерью в деревню, то обнаружила, что ее комната уже занята, дверь взломана, а вещи неизвестно где.
Дальше были неуверенное вмешательство районной прокуратуры, то и дело» менявшей свою позицию, а может быть, просто не захотевшей защищать «чужую» перед «своими»; судебные действия, не замечавшие очевидных натяжек, фальсификации показаний (так, на суде было заявлено, что выброшенные вещи принадлежали директору ДМШ, хотя в деле имелась опись обнаруженных во взломанной комнате предметов, как было сказано, «принадлежащих прежней жиличке»); согласованные движения местной администрации.
Пианистка не добилась ничего. Чудом ей с матерью удалось разместиться в Тюмени, в домишке, назначенном под снос и случайно задержавшемся на этом свете.
2. Город
Жестокая фраза: тридцать три несчастья. А они на самом деле преследовали Пианистку. Крупные, как крах Союза, превративший ее в беженку. Частные, как собственное нездоровье. Неприязнь окружения, в котором она оказалась на исторической родине, в России. Судейская волокита. Откровенный обман.
В городе Пианистка устроилась по той же специальности в частную музыкальную школу. Но первая же, хотя и наивная, попытка выяснить, во что все-таки оцениваются ее услуги, просьбы показать ведомость по зарплате вызвали сопротивление и желание избавиться от строптивой и «качающей права» чужачки. (Кое-кто удивляется: отчего беженка не боролась? Отчего она то и дело отступала? А представьте себя в роли беженца, в роли человека, которого отвергают, — появится у вас воля к борьбе? — Авт.).
И с домом появились проблемы. Старый хозяин продал его другому. Тот готовился на освобожденной площадке затеять выгодное строительство. Докучливых квартирантов, которые, признаемся, к тому же не платили за сырую квартиру (да с них и платы не требовали) и уже просто мешались под ногами, попросили вон. Сперва более-менее вежливо, потом — с демонстрацией мускулов.
Сегодня Пианистка и ее мать вместе со скромным скарбом, среди которого лишь один драгоценный предмет — фортепиано, практически на улице. В доме нет окон и дверей, нет света. Хозяин говорит, что зла женщинам не желает, но ему надо строить — лето-то уходит. На днях бульдозер превратит строение в груду щепок. В последние дни судьбу беженок вмешался депутат областной Думы Геннадий Куцев, но и он не может отменить частной собственности. Ссуда на покупку жилья, о которой мечтает старенькая мать Пианистки, витает где-то в тумане — очередь длинна, бог весть, когда придет их черед…
— Что делать, что делать? — причитает мать Пианистки.
Вечером над городом разразилась гроза.
От редакции: желающие помочь могут обратиться в «Тюменский курьер» по телефону 24-78-13.