Постовой внутри нас
Начнем все-таки с нового. С административного кодекса, с 1 июля заступившего на охрану наших прав и свобод.
Гуманнейший документ. Будучи чуть не всю жизнь водителем, читал бы я его и тихо радовался, а потом во сне восхищался наступившим на земле раем. Где и пешеходы пересекают улицы только по прямой и только там, где установлен указатель «переход». И водители пунктуально соблюдают скоростной режим, уступая дорогу друг другу и плавно тормозя, если вдали завиделась ковыляющая старушка. А дети ежемесячно избирают самого дисциплинированного в городе водителя, и конкурс на это место, как в Народную партию перед парламентскими выборами…
Однако грусть и рыдания доносятся с улицы Одесской, где расположено областное управление ГАИ. И правильно, что доносятся. Более того, впору рыдать в унисон и пешеходам, и водителям не на бронированной технике, и трудно засыпающим гражданам, чей чуткий сон обрывает чей-то наглый клаксон посреди затихшего квартала. И службе газонов, которая устала залечивать рубчатые следы громящих обочину грузовиков.
Странно, конечно. Государственная Дума, состоящая почти полностью из автовладельцев, защитила права шоферские от вымогателей в форме, что таятся за поворотами и скрупулезно подсчитывают: кто и на сколько нарушил правила и скорости превысил. И еще намекают: мол, по квитанции будем платить или на месте рассчитаемся?
Все это, конечно, нехорошо. Сам знаю. Eдва стрелка спидометра наклонится вправо, как вот он, голубчик, — рыбкой бросается тебе наперерез. Ломает весь кайф, портит песню мощного мотора, которую просто невозможно слушать, если ехать со скоростью километров 60 или 80.
Но, с другой стороны, писал же некогда классик, что пешеходов нужно любить. Любить хотя бы за то, что они изобрели автомобиль. Или за то, что пешеходов просто больше. Так стоит ли обращать против безобидного, легковесного (раз в десять легче самого легкого автомобиля), может быть, рассеянного пешехода пресловутое многоцилиндровое чудовище?
Повыделывался я, поиграл словами. А ситуация, в сущности, элементарна. И мне, которому дороги права водителя, неприятно думать, что баланс страстей, и без того хрупкий, сместится в сторону автомобильных хулиганов. Ибо дикарь даже на хромированном джипе дикарем останется, если хромировка на бампере — единственный признак цивилизованности.
К сожалению, на каждом повороте инспектора не поставишь. Автоматов, тормозящих машины, превысившие скорость, не изобрели. Все — и ускорение, и торможение — внутри нас. И там же цивилизованность, которая заставляет нас нажимать на педаль тормоза, бросив акселератор.
На этой же странице — небольшая заметка Татьяны Савченко о том, что очередные хулиганы, уже не моторизованные, а пешие, разбили памятный знак, установленный в честь основания Тюмени.
Я не могу задавать вопросов: отчего, почему, что заставило?.. Потому что на эти вопросы нет ответа. Просто оно (это дикое существо) шло, а этот камень стоял у него на дороге. Стоял бы ребенок, женщина или старик -досталось бы и им. Впрочем, эти, как писал Довлатов, рыла вы все уже видели — по телевизору, когда громили японские автомобили, когда в Тюмени забрасывали камнями восстановленное архитектурное чудо — старинную синагогу. Вы их слышите, когда на улице раздается матерная брань, озвученная иной раз и нежным девичьим голоском.
Говорят, что у памятников надо ставить милицейские посты. Только хватит ли милицейских постов на все случаи жизни? Самое главное, нельзя поставить пост там, внутри нас, где рождается варвар.