Не всякое культурное наследие одинаково полезно
Пандемия показала, что мы не знаем, как нам общаться со своими детьми.
Об этом недавно говорили в центре «Семья» на региональном форуме «Я — эксперт», проведенном при поддержке департамента социального развития и правительства области.
— Мы забыли, как сами были подростками и как нам было трудно донести свои проблемы и переживания до родителей, — считает Ирина Кислицына, заведующая сектором психологической и методической помощи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья». — Конечно, такое недопонимание было, есть и будет всегда в силу человеческой природы, но это не повод забывать собственный опыт. Многие родители искренне недоумевают — почему это вдруг ребенок так сильно изменился? Им приходится напоминать про особенности возрастной физиологии. Что изменение гормонального баланса влияет на психику, характер и поведение. Поэтому мы часто приглашаем на наши встречи профессиональных медиков.
Когда родители говорят: «У меня проблемы с ребенком» — это совершенно неправильно, подчеркивает Ирина Юрьевна. Ребенок может с таким же основанием сказать то же самое про маму с папой. Проблемы у обеих сторон. И чтобы решить эти проблемы, специалисту нужно разговаривать с обеими.
Ирина Кислицына советует родителям меняться, учиться слушать, слышать и чувствовать близкого человека.
— Учите ребенка на собственных примерах. Ребенок следует не за словами, а за поступками, которые наблюдает. Когда папа говорит сыну, что нельзя курить, а сам в это время подносит зажигалку к сигарете, заранее известно, каков будет результат. На вебинаре накануне учебного года мне задали вопрос, как сделать, чтобы дети соблюдали режим. Мама жаловалась, что не может уложить сына спать вовремя. Я посоветовала укладываться вместе всей семьей. И услышала в ответ: «Так это же трудно!» Но если это трудно вам, почему вы считаете, что ребенку не трудно? Когда вы демонстрируете поведение, которого ждете от ребенка сами — это поддержка, понимание и принятие. И бессмысленно ждать этого от сына или дочери в одностороннем порядке. Проблемы наших семей в том, что родные люди не всегда бывают близкими. Подростки, приходя на прием к нашим психологам, рассказывают такие вещи, которые они должны были бы доверить только маме или папе. Но они полагают, что не встретят у родителей понимания, и даже более того -их еще накажут, обругают и скажут «сами виноваты».
Eще одна важная проблема из обсуждавшихся на форуме — послепандемийный всплеск сексуальных домогательств.
— Словно пандемия выпустила на волю каких-то драконов, — говорит Ирина Кислицына. — Практически ежедневно к нам обращаются со все новыми и новыми случаями насилия. Психологические службы, сопровождающие детей, ставших жертвами домогательств, работают круглосуточно. Чаще всего насилуют детей их же родственники — отчимы, папы, братья и сестры, даже дедушки и бабушки. Люди из самого близкого окружения, на которых можно подумать в самую последнюю очередь. Тем не менее это наиболее частые, типичные случаи. Причем не только в социальных низах, но и во вполне благополучных с виду семьях, и виновники насилия имеют высокий социальный статус. Специальных исследований не проводилось, но есть такое впечатление, что это явление получило свое развитие в пандемийные времена, в условиях изоляции, да и теперь не затухает.
Должна быть превентивная профилактика, полагает специалист. Об этом надо говорить, открыто и во всеуслышание. «Кстати, мы очень часто ставим на наших форумах такие вопросы, ответы на которые родители вряд ли получат где-то еще — сексуальное развитие подростка, сексуальное воспитание, особенности взросления мальчиков и девочек, отличие родительских позиций по отношению к воспитанию тех и других, -продолжает моя собеседница. — И привлекаем к дискуссиям не только родителей, но и учителей, даем методические рекомендации, как можно обсудить подобные темы на уроке, классном часе или родительском собрании.
Разработаны программы, посвященные профилактике сексуального насилия и преступлений против половой неприкосновенности подростков. По мнению Ирины Юрьевны, программы эффективны, если работают системно.
— Eсли поговорить об этом на классном часе один раз за учебный год и забыть, то, конечно, пользы будет мало. Против нас работает то, что, к огромному сожалению, в нашей культуре тема межполовых отношений является табуированной и когда выносится на обсуждение, вызывает смущенное молчание и сдавленные смешки. Такое уж у нас культурное наследие. Но пора понять, что наступили другие времена.
— А не ставят ли вам палки в колеса сторонники возрождения патриархальных ценностей и домостроя?
— К счастью, мы с таким не сталкивались. Напротив, мы слышим слова благодарности от родителей. Они говорят: «Нам никто никогда еще про это не говорил, и очень хорошо, что вы рассказали». Может быть, есть и те, кто склонен табуировать такие темы. Но с высокой вероятностью последствия такого подхода будут для них неприятными.
— Последним из важных вопросов форума указана половая самоидентификация подростков.
— Да. И информационное поле здесь работает, увы, не в нашу пользу. Когда молодой человек слышит, что можно быть одновременно и мальчиком, и девочкой -или что-то в этом роде, он начинает примерять эту информацию на себя. К нам в центр приходят немало таких «сомневающихся». Но достаточно бывает одной или двух встреч с психологом, чтобы все вопросы отпали сами собой. Хотя вообще-то говорить обо всех этих вещах с детьми должны их родители. Рассказывать о своем опыте — как все было у них, как они взрослели, как собирались на первое свидание, как первый раз поцеловались. Тогда у детей не будут появляться сомнения в своей идентификации. Но родители только краснеют и уверяют своих взрослеющих чад, что нашли их в капусте. И это наша большая проблема.
— И напоследок — какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям?
— Я посоветовала бы книги семейных психологов Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской. Эти писательницы мне нравятся за простоту языка. Любому родителю будет понятно, что они хотели сказать и донести. Eсть серия очень хороших психологических сказок Ирины Семиной, пишущей под псевдонимом Эльфика. Несмотря на сказочно-притчевую форму, они очень помогают разобраться в самих себе и многих жизненных ситуациях. Лучше всего, если вы будете читать вместе с детьми и обсуждать прочитанное.