Стюардесса, помоги родить
6 ноября в школе бортпроводников «Взлет» у одной из групп был выпускной. Надо заметить, учат там не только улыбаться и участвовать в фотосессиях. Хотя и этому, конечно, тоже — недаром одна из выпускниц, Александра Пешева, даже прошла в финал международного конкурса красоты «Топ стюардесс». А там участниц оценивают не только по внешности, но и по профессиональным качествам: знанию аварийно-спасательного оборудования и английского языка, умению оказать медицинскую помощь.
Поэтому в школе бортпроводника учат и оказанию доврачебной медицинской помощи.
— На борту медиков нет, соответственно, ребята должны понимать, что от них требуется, если случится какая-то экстренная ситуация, — говорит директор школы бортпроводников Анна Жубрина.
— Что может пригодиться в оказании доврачебной помощи?
— Пригождается все, ведь может случиться что угодно — от элементарного кровотечения до родов.
— Бывали такие случаи?
— Конечно. Непременно отрабатывается и непрямой массаж сердца, есть специальный тренажер. Как правильно делать искусственную вентиляцию легких -это тоже надо знать. Eсли в рейсе плохо кому-то становится, бортпроводники должны помочь до прибытия врачей. Пока они летят, пока приземлятся, пока приедет скорая…
— Часто слышишь — случайно оказался врач на борту, а если нет?
— Eсли врача нет, то помощь оказывают бортпроводники, они не могут не оказать ее.
Оказывать первую помощь авиаперсонал тренирует Лилия Мошкина, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт Тюменского кардиологического научного центра. Обучение не реже одного раза в два года с прохождением обязательной тренировочной практики. Овладеть техникой первой помощи можно достаточно быстро, утверждает Лилия Владимировна; главное научиться оценивать тяжесть состояния пассажира, так как от этой оценки зависит дальнейшая тактика и выбор экстренных мероприятий: реанимационные действия, прием Геймлиха, остановка кровотечения и прочего.
Основная сложность в том, что обучать приходится людей совершенно далеких от медицины. Поэтому учащимся дается краткая базовая информация о строении и функционировании органов и систем человека, а в дальнейшем приходится объяснять, что случается не так с организмом, как это увидеть и как помочь пассажиру в данной конкретной ситуации. «Конечно, уровень информации достаточно далек от институтской, но авиаперсоналу и не нужно быть медицинскими работниками. Основная их задача — поддержать состояние пассажира и по возможности не допустить его ухудшения до встречи с медицинскими работниками», — говорит Лилия Мошкина.
Eсли на борту оказывается врач, бортпроводники выполняют его указания. В таком случае ответственность за состояние пассажира принимает на себя этот врач. И это огромная ответственность.
Я прошу Лилию Владимировну прокомментировать недавний случай, когда летевшего в самолете врача, пришедшего на помощь другому пассажиру, СМИ обвинили в преднамеренном пиаре.
— Чтобы оценить ситуацию, нужно понимать две вещи, — говорит Лилия Мошкина. — Когда врач в самолете слышит по громкой связи фразу: «Eсть ли на борту медицинский работник», у него есть примерно секунда для того, чтобы поднять руку и вызваться помогать. Вряд ли за это время можно спланировать PR-ход для предвыборной кампании. Второе. Вызываясь помочь авиаперсоналу в летящем самолете, врач сознательно идет на огромный риск. Ведь он не может знать, отчего пассажиру стало плохо. А возможности оказания помощи в самолете очень ограничены. Направляясь к пассажиру, врач не знает, с чем столкнется — с простым обмороком, панической атакой или серьезным жизнеугрожающим состоянием, исход которого спрогнозировать невозможно.
***
фото: Фотосессия тюменской выпускной группы БП 09-23.