Загадочно покупательская душах
В очередной раз торговые ряды на Севастопольской заполнились товарами производителей из разных регионов России и дружественных стран. Настойками для печени, ягодами, монгольской шерстью и даже молебнами зазывали продавцы немногочисленных покупателей.
Утром субботнего дня у припорошенных снегом торговых рядов прохожие останавливались, чтобы прицениться, повертеть в руках тот или иной товар и пойти дальше, вздыхая о чем-то своем. Прийти на ярмарку в выходной день — занятие для людей старшего поколения, для тех, кому перед покупкой важно не только посмотреть и прицениться, но и пощупать, а то и принюхаться.
— Уличная торговля не такая бойкая, как в прошлый раз, — отмечает Лидия Леонидовна. Она, можно сказать, старожил ярмарки — в Тюмень приезжает уже 20 лет. Eе прилавок греет душу — все вязаное и пушистое.
— Из шерсти волгоградских коз шапки, платки, варежки — все ноское и теплое, могу набором подобрать, — нахваливает свой товар мастерица, — платки пуховые с классическим узором ручной работы, по три тысячи. — Рядом на прилавке лежат перчатки и носки явно фабричной выделки, спрашиваю, почем. — Это не мое, тамбовские товары, палатку с ними делим, чтобы не так накладно выходило.
Иду дальше к травяным веникам и бутылкам с кореньями. Продавец, энергичная Олеся, охотно делится наблюдениями о том, что в Тюмени хорошо идут настойки для печени: «Ведь в Сибири холодно, люди греются тем, что пожирней да покрепче. А здоровье начинается с очистки печени, — авторитетно замечает продавец и начинает сыпать способами применения одуванчиков и ростков картошки. — Травяные сборы берите, их у нас на Алтае знахарь Травников делает, — Олеся выжидающе смотрит, но я признаюсь, что о таком не слышала. — Да к нему ведь люди со всей страны едут, а вы его не знаете? — недоверчиво хмыкает она, — тогда полынь возьмите, она и паразитов из организма выгонит, если отвар заварить, а если веточку разжечь, то дымом блох выкурит», — с ходу ставит она мне суровый диагноз.
Я неуверенно тереблю полынный веник и замечаю на соседнем прилавке брикеты сала и колбасу. А это тоже с Алтая? «Нет, это белорусское, его хорошо берут». И впрямь, минуя полезные настойки, к мясным дарам подходит покупательница и берет сразу несколько кусков сала. Олеся ловко взвешивает и упаковывает покупки, потеряв ко мне интерес.
Лавки с ягодами пестрят разнообразием — тут тебе и калина с ежевикой, и клубника, и брусника с клюквой. Но цены кусаются -килограмм 500 рублей.
— Хотела купить больше, мне от давления хорошо помогает, — сетует пожилая дама, — но взяла только бруснику. Дорого, — женщина не отходит, алые ягоды манят.
За мясным прилавком торгует пара — мужчина и женщина. Они невесело окидывают взглядом полупустую площадь. В прошлый раз очередь стояла, говорят они между собой, зарплату, что ли, не дали?
Внутри выставочного зала царит православная тема. Матушки и батюшки торгуют книгами, свечами, молебнами, кагором. У каждого торговца есть свои «сокровища» и легенды. Вот Надежда из Владимирской области с гордостью рассказала о пятнадцати годах восстановления храма Архангела Михаила. «Храм старинный, ему уже пять веков. Мы его по кирпичикам собираем. Кстати, присоединяйтесь к благому делу, пожертвование на один кирпич — всего 25 рублей», — опыт в торговле у Надежды большой, на тюменскую ярмарку с 2012 года ездит. Поделилась Надежда и православной историей своей семьи. «Наш дед Иоанн Шабалин был дьяконом, в наших краях его многие знали. Нас мама, несмотря на советское время, возила на причастие», — рассказывает женщина.
В выставочном зале ажиотаж наблюдался у лавок с орехами и сухофруктами. К крымским винам и коньякам на дегустацию подходили смущенные пенсионерки. Игнорируя шерсть волгоградских коз, народ оживленно брал вязаный товар из Монголии. Публика заинтересованно слушала иностранного продавца, который на ломаном русском сообщал о преимуществах монгольского яка и его шерсти перед другими животными.
***
фото: Уличная торговля не такая бойкая, как в прошлый раз;Платки пуховые с классическим узором;Белорусское сало;Ажиотаж у лавок с орехами и сухофруктами;Лавки с ягодами;Внутри выставочного зала царит православная тема.