Через тернии к Маю
Какие ассоциации у вас вызывает слово «май»? Весна, любовь, тепло, начало новой жизни, предвкушение лета, а у кого-то посевная. А для Марии Гущиной и ее учеников — театр.
Мария родилась и выросла в Тюмени, здесь же закончила школу, потом институт культуры по специальности режиссер любительского театра, педагог, где ее мастером была Марина Жабровец. После поступила в Высшую школу сценических искусств Константина Райкина на курс Камы Гинкаса на специальность режиссер драмы. «Мне никогда не хотелось работать в Москве, — говорит Мария Вячеславовна, — мне есть чем заняться в Тюмени и очень нравятся моя жизнь и мой город».
— Где-то на втором курсе я поняла, что не зря выбрала режиссуру, хотя в институте и не рекомендуют сразу после школы поступать на этот факультет. Но моя интуиция, мое желание быть режиссером меня не подвели. Тогда же, на втором курсе, у меня появилась мечта собрать свой коллектив и играть свои спектакли.
На третьем курсе Мария начала преподавать у подростков в театре «Мимикрия» и у студентов в ТюмГУ. «В ТюмГУ была театральная студия. Страшно было начинать одному, и мы поделили ответственность и задачи с моей одногруппницей, так и просуществовали два года. А потом я ушла в ТюмГАСУ и набрала студию там. Так появилась театральная студия «Май». Это был 2014 год.
— Мы стали перебирать слова, с которыми у нас хорошие ассоциации. Eмкие, не сильно сложные, и чтобы легко запоминались. И кто-то предложил май, а с маем у всех хорошие ассоциации. Решили пожить с этим названием, а позже узнали, что именем Май называли мальчиков на Руси и значение этого имени — теплое сердце. Такое значение очень нам подходит, потому что теплота, радость от жизни — наша сверхзадача, чтобы людям хотелось жить, после того, как они посмотрят наш спектакль. Мне не нравится чернуха в театре или простое отражение реальности. Для этого я могу посмотреть новости, — говорит Мария Гущина.
Через некоторое время студия арендовала небольшое помещение на улице Перекопской. «Мы были молоды, у нас было много сил, мы даже готовы были не спать ночами, — вспоминает режиссер. — На Перекопской мы прожили один сезон, а потом вернулись в ТюмГАСУ, который к тому времени переименовали в Тюменский индустриальный университет. Я преподавала там актерское мастерство, ораторское искусство, работала с детьми в центре «Контакт». У меня стали появляться ученики. В какой-то момент я отказалась от всех постоянных работ и ушла во фриланс. Мне хотелось доказать, что независимый театр может существовать. Я думала: если не сейчас, то больше никогда.
Стали искать помещение — и хорошо, что не нашли, потому что это был 2020 год. «Мы просидели на удаленке в первый локдаун, а во второй, когда условия были не такие жесткие, репетировали у меня дома. Театр на удаленке — это просто смех и ужас: одни делают этюды на кухне, другие в комнате, а третьи в ванной».
Второй кризис у Марии случился в 2021 году. Она объясняет коротко: накопилась усталость. Когда нет дома и приходится скитаться -это вытягивает силы.
— Вы обращались в какие-то государственные структуры в поисках помещения?
— Обращались. На балансе города есть несколько помещений, реестр можно найти на сайте администрации. Список помещений, которые можно взять в долгосрочную аренду по невысокой стоимости.
Особенность в том, что на эти площади проводятся торги и преимущество получают государственные учреждения. На тот момент я планировала арендовать зал вдвоем с Александрой Балецкой, руководителем мастерской современного танца. Мы с ней подобрали пару вариантов, написали заявление, но получили отказ. Мы допустили формальную ошибку в адресе. Но важнее была приписка, что наша сфера деятельности, лежащая в области исполнительских искусств, не является приоритетной для экономики области.
Наконец нашли помещение, где работаем сейчас. Договор подписали 17 февраля 2022 года, а акт приема-передачи через неделю. 24 февраля я проснулась с мыслью: как мы с этим справимся?! Но мы справились благодаря людям, которые приходили к нам. К тому же предстояло еще много работы — сделать из неприспособленного помещения театральный дом с гримеркой, сценой и зрительным залом. Артисты сами красили, сами шили костюмы, параллельно репетировали, и уже 16 апреля сыграли спектакль «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.
— Это было еще одно испытание, — рассказывает Мария Гущина. — Время шесть часов вечера. Час до показа, мы заканчиваем прогон. Параллельно что-то еще вычищаем, доделываем. В шесть двадцать у нас вырубается свет. Я испугалась, что всему виной наша новая электрика, но оказалось, что электричества нет во всем доме. Это аварийное отключение, которое продлится два часа. Сорок минут до начала спектакля! Что делать? В большом театре на этот случай есть генератор, но у нас его нет. Зрителей развернуть нельзя, они уже едут. Вспоминаю, что у меня дома много ароматических свечей. Вприпрыжку несусь домой, хватаю свечи, кто-то из ребят в это время сбегал домой за музыкальной колонкой. Возвращаюсь, вижу полный холл людей и слышу, как мои ребята уже начали работать по сценарию и открывают бутылки с газированным сидром. «Бах! Бах!» — вылетают пробки, напиток льется в бокалы и зрители не замечают ничего странного в том, что в театре нет света. Я говорю, что сейчас мы еще зажжем свечи и целиком погрузимся в атмосферу.
Зажгли свечи, включили фонарики и начали играть. И тут зрители стали нам подсвечивать своими телефонами. Или от того, что мы были очень взволнованны, или от того что зрители были в приподнятом настроении, но мы словно поймали кураж. Спектакль шел легко, зрители хохотали. И вот, представьте, закончился показ, я благодарю зрителей, и в эту секунду загорается свет! И все одновременно воскликнули от удивления.
— Что сейчас происходит в театре?
— Мы преподаем актерское мастерство детям и взрослым. Eсть курс по сценическому движению, хореографии и пластике. Eсть кружок драматургов. Мы стремимся к тому, чтобы у нас было обучение полного цикла, когда есть драматург, есть режиссер, есть актер и в результате одни написали, другие поставили, третьи сыграли. Приходят разные люди, но их объединяет любовь к экспериментам, любопытство по отношению к себе и к другим. Они открыты миру, добры.
Eсли говорить о методике преподавания — в ее основе программа театральных вузов. В актерском тренинге это упражнения на фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства, чувство партнера и так далее. В театральном вузе тоже начинают с основ, учатся, например, бесшумно переставлять стулья, затем этюды, потом одноактовки. Постепенно сложность наращивается. Мы не придумываем велосипед, а отталкиваемся от вузовской программы. Мы даем ее не в полном объеме (но мы и не даем профильного образования), но адаптируем и сокращаем, сохраняя последовательность изучения. Курс длится полгода, далее отчетный показ, но многие так втягиваются, что остаются и на следующий курс.
— В чем секрет и магия театра? Почему люди хотят играть и почему хотят смотреть?
— Театр — это возможность примерить на себя жизнь, не известную тебе, испытать новые чувства. Те, кто выходит на сцену, чуть посмелее: пиджак чужой надели и поехали хулиганить. Зрители хотели бы так же, но пока не решаются. Многим нравится наблюдать альтернативные миры, характеры. Театр — это способ узнать себя лучше и тем самым помочь себе.
***
фото: Мария Гущина.