Добро пожаловать к столу… анатомическому
На кафедре патологической анатомии и судебной медицины Тюменского медицинского университета есть анатомический стол. На нем изображен в полный рост мужчина, а сбоку от него инструменты. Тачпадом можно выбрать любой.
— Это современное средство обучения, которое позволяет, в частности, выполнять виртуальную аутопсию (вскрытие), не посещая секционные залы и не подвергая себя биологической опасности, -рассказывает Игорь Чернов, заведующий кафедрой патологической анатомии и судебной медицины.
Вернее, сначала студенты-ординаторы должны отработать на симуляторе, и потом уже их допустят к практической работе в секционных залах — специально оборудованных помещениях для вскрытия. Симуляционное обучение, предшествующее работе в реальных практических условиях, повышает качество обучения.
Отличие этого стола от других анатомических в том, что здесь есть судебно-медицинские модули. Я сразу потянулась к скальпелю, но Владимир Мишагин, доцент кафедры патологической анатомии и судебной медицины, меня остановил. Порядок есть порядок, даже если это просто модель.
— Это модель реального человека?
— Да, но это виртуальная модель, конечно.
— Я была на олимпиаде по нейрохирургии, видела модели черепов, сделанные по материалам МРТ, а эти сделаны так же?
— Нет, у нас есть только одна модель, сделанная с МРТ. А это для студентов демонстративный вариант. Тут можно посмотреть компьютер, который подсказывает названия органов, детали строения. Топография — разрезы в разных плоскостях. Можно по-разному.
Владимир Петрович легко касается экрана, лежащий мужчина-модель обнажается.
— Это очень удобно для студентов, — объясняет Владимир Петрович, — мы изучаем сверху вниз, начиная буквально с кожи. А можно срезы приготовить. Хочется посмотреть по-другому, мы можем повернуть его, — он снова нажимает на экран. — Разрез сверху, в горизонтальной плоскости. Сердце-компьютер сразу подсказывает — левый желудочек. Детали студентов интересуют не меньше. Вот есть миокард под микроскопом. Возможности безграничны. Я оставляю студентов здесь одних, и они во все детали глубоко вникают. Для изучения топографической анатомии здесь изумительный материал. А мой предмет специфический — патологическая анатомия, секционный курс. Я представляю неплохо и порядок вскрытия, много лет им занимался. Рассказываю студентам, чтобы не водить их в секционный зал. О самой практической работе я стараюсь говорить осторожнее, чтобы студенты не получили ужасного впечатления, побывав в морге.
— Значит, они будут витать в виртуальной реальности? Потом столкнутся с жизнью, точнее, со смертью, и все равно их ждет шок.
— Нет возможности сейчас. Секционные залы ограниченны, туда категорически запрещают ходить. Нас учили и роды принять, и зуб удалить, и вскрыть. Всех, буквально триста человек курса, каждый умел. А сегодня в этом нет такой необходимости, специалистов подготовили достаточно.
А вот те знания, что студенты получают, работая с анатомическим столом, — это как раз то, что необходимо в практической жизни врача-клинициста, объясняет Владимир Мишагин. «Не нужно вскрывать, но, получая результаты вскрытия от специалиста, врач должен уметь правильно понять, интерпретировать результаты. Поэтому мы еще раз возвращаемся к патологической анатомии и приближаем ее к практике. Закончив институт, студенты придут к нам в ординатуру, и за два года они таких деталей насмотрятся — для начала профессиональной деятельности вполне достаточно. А потом жизнь научит еще».
…Лежащая модель крепкого мужчины с нами не попрощалась. Возможно, студенты уже дали этому парню какое-то имя. Может, когда-нибудь у него и дама появится такая же анатомическая. Ведь даже у чудовища Франкенштейна была невеста.
***
фото: Владимир Мишагин показывает скелет на анатомическом столе.