X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Машина времени включается с помощью объектива

Фотокорреспондент Сергей Русанов в субботу делился профессиональными секретами с участниками клуба юного журналиста. Ответил на вопросы, рассказал о своих коллегах и провел мастер-класс «Секреты фоторепортажа» с помощью обычного смартфона.

Встреча прошла в библиотеке тюменской журналистики на проезде Геологоразведчиков. Во встрече участвовала и куратор центра медиакомпетенций Вера Комарова.

Легко представить, что такое фотография, глядя со стороны, кажется — все просто. Фотограф щелкает, и птичка вылетает… Но существуют тонкости, которые приходят только с опытом, а у Сергея он огромный: с 1991 года он работает в СМИ.

А началось с того, что тетя подарила Сереже на день рождения пленочный фотоаппарат.

— Нужно было научиться печатать и проявлять пленку. Я записался на фотокружок во Дворце пионеров, потом занимался в клубе «Искра». Работал в многотиражных газетах, фотографировал людей труда, не просто делал портретные снимки, как на паспорт, -рассказывает Сергей.

Закончил филологический факультет, и фотография трансформировалась для него в фотожурналистику. Был активным созерцателем событий, которые происходили в стране до 1994 года. Профессия, шутит он, позволила удовлетворить свой собственный интерес за счет работодателя. Потом судьба подарила ему поездку в Австралию, в Сидней, где у Сергея была персональная фотовыставка. Или можно упомянуть международный космический фотопроект «Год на орбите, или Подними голову!», посвященный экспедиции международного экипажа 43/44 на МКС. Сергей присутствовал на запуске ракеты и снимал: вот на слайдах космонавты в полной боевой экипировке направляются к ракете, вот ее старт.

Дальше хантыйское стойбище и обстановка чума. Мы не можем к ним приехать и все рассмотреть детально. Но можем погрузиться туда через объектив камеры фотокора. Эти снимки словно живые, за ними просматриваются лица и характеры героев, чувствуется атмосфера жилища. Сергей несколько дней жил в семье оленевода, люди привыкли к нему, и кадры получились не постановочные.

Репортаж с гонок на оленьих упряжках, взмах тынзяна, камере удалось зафиксировать его причудливый узор в воздухе. В 2005 году Русанов сопровождал группу ветеранов войны из Тюмени в Берлин и делал снимки в рейхстаге.

Как человек, который перешел к цифровой фотографии с пленки, он навсегда научился ценить эти 36 кадров, которые могут закончиться. Рассказал о прежних нормах расходования фотопленки. Например, в фотохронике ТАСС нормой считалось истратить семь кадров на один взятый в фотохронику.

Оказывается, во многих конкурсах фотокоров вовсе не обязательно иметь профессиональную камеру, сейчас есть номинация «мобильная фотография». Можно с помощью приложения превратить обычный мобильный телефон в фотоаппарат, где так же выставляется чувствительность, выдержка и диафрагма.

Поработав штатным фотокорреспондентом в нескольких тюменских изданиях, Сергей перешел в коммерческую фотографию. Одним из направлений в его творческой деятельности стали медиапроекты. Сергей оставил в подарок библиотеке книгу «Неоконченный репортаж» — о тюменском фотокоре Александре Eфремове, погибшем в Чечне, а также каталог-фотоальбом межрегиональных конкурсов репортажной фотографии памяти Александра Eфремова.

— Фотография — это целая наука, искусство. Возможно ли вообще этому научиться? — спросила Вера Комарова.

— Прежде всего, — отвечает Сергей, — нужны желание и стремление, и человек начинает видеть то, что не дано другому.

Все снимки Сергея очень глубокие, и я вижу, что происходит за кадром. Как это получается?

— Любить дело, которому ты служишь. Я всегда фотограф, не только когда работаю, и всегда снимаю — не потому, что это задание. Хочу остановить этот миг для себя, для зрителей, он неповторим, но я останавливаю его с помощью объектива, и машина времени включается, она существует.

***
фото: Сергей Русанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта