Слово пацана!
21 декабря покажут восьмую, заключительную серию самого скандального кинопродукта года — сериала «Слово пацана», снятого режиссером Жорой Крыжовниковым по книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х».
Гараев был свидетелем и участником тех событий в Казани в конце восьмидесятых. Режиссер окончил ГИТИС (режиссерский факультет, мастерская Марка Захарова) пробовал себя в коротком метре: «Дракон Абас Блю», «Пушкин. Дуэль» и полном: «Кухня», «Горько», «Eлки новые». Утверждает, что помнит те настроения, ощущения тревоги и надежды (хотя в конце восьмидесятых ему едва исполнилось десять), а для информационного подкрепления прочел журналы «Огонек» и «Смена», посмотрел «До 16 и старше» и фильмы тех лет.
В интервью каналу НТВ сообщил: «Мы формулировали это как аттракцион (машину времени), чтобы подцепить и отправить туда зрителя 40+». А зачем? Вообще -то психике человека (здоровой) свойственно забывать плохое и фокусировать внимание на хорошем.
Популярность, как утверждают СМИ, у сериала среди молодежи бешеная. И хотя его пока не запрещали, но общественность встревожена. В чем же печаль?
Подобные сериалы и фильмы выходили раньше, и снимать такое можно километрами, благо текстовой основы хватает с лихвой. Жора утверждает, что это в назидание будущим поколениям. Жора, вы серьезно?
Однако опасения взрослых, что молодежь потянет на подвиги отцов, мне лично кажутся беспочвенными. Выращенные в тепличных условиях подростки вряд ли соберутся в стаи за гаражами. Кроме того, история, описанная в сериале, лишена какой бы то ни было романтики, напротив, пронизана безнадежностью и тоской.
Режиссер утверждает, что героев он не романтизирует, и это так. Эксплуатация этой темы началась не вчера. Над ней давно, как знамя, реет «поэтический нимб», и Жора тут ни при чем, и до него режиссеры наделяли отрицательных персонажей хорошей фактурой и харизмой.
«Светлый образ» без вины виноватого всегда на передовой в русской культуре. Отзывается в сердцах исторической коллективной памятью, и временами выдуманные впечатления и реальные очертания сливаются в одно. Что-то дофантазировали, потекла слеза, наступил катарсис, отпустило. При этом критическое мышление нередко отключается.
В детских мультиках — «работники ножа и топора, романтики с большой дороги». Потом появляется революционный матрос в тельняшке и шкерах, сплевывает сквозь зубы, к нему жмется курсистка бестужевка (барышня и хулиган). В культовом «В джазе только девушки» чикагская Cosa Nostra собиралась во Флориде под вывеской «Любители итальянской оперы», а в распивочной, замаскированной под похоронное бюро, любители «промочить горло» лихо отплясывали фокстрот.
В «Место встречи изменить нельзя» — это статные «малинные» красавицы с томными глазами, в краденых шелках. Одна из чаровниц холеной белой ручкой с красным маникюром чешет за ушком черного кота и нежно шепчет горбуну: «Береги себя, Карпуша». Опять же Фокс, красавец-мужчина, «утанце-вавший» официантку в окно. В глазах портнихи он презентабельнее работника МУРа («он вроде тебя, только покрасивше»). Ну и кто себя хоть на секунду не представил в роли «Карпушиной» королевы?.. Только честно? Так что Жора со своими «пацанами» очень далек от эстетических канонов.
Eго герои не однозначно плохие, просто дезориентированные жертвы обстоятельств. Советский Союз паковал чемоданы, инструкций по выживанию не оставил, выбирайтесь как хотите. А кто самый уязвимый? Подростки и молодежь. У них энергии много, она требует выхода, и тут появляются на горизонте вожаки поинтереснее комсомольских. А на вопрос, будет ли продолжение и чем все закончилось, Жора карты не раскрыл, но и так понятно. Как в песне, кто не выжил, тот и… сами понимаете, а кто остался, тот книжку написал, по которой фильм сняли.
Зрительские отзывы разные: для одних «фильм сквозит безысходностью, унылостью российской жизни, зверством, тупостью, невежеством, драками, преступлениями и теми условиями жизни, в которые якобы была поставлена молодежь мужского пола в вышеозначенные времена». Другие утверждают, что подобное можно встретить и в наши дни в «идеологии малообразованных людей из неблагополучных семей, рожденных в так называемых депрессивных регионах российской провинции».
Кто-то считает, что «пропагандировать надо высокое, а не низкое, так, чтобы это выглядело для молодежи круто, а если не умеете, а снимаете такую мерзость, то вы никудышные режиссеры».
А вот Никита Михалков считает такие фильмы нужными. «Это очень мощная картина, это правда. Eсли ваши дети, посмотрев на это, станут такими, значит, вы плохие родители. А то, что показывают то, что было, то людям надо понимать и объяснять — вот что было, чего не должно быть. Жора Крыжовников — очень талантливый режиссер, и это настоящее кино, которое волнует, поэтому все так всполошились». Только не все водят детей в консерваторию на симфонические концерты и читают Шекспира по ролям за вечерним чаем. Большинство не утруждается прочесть ребенку на ночь Маршака и вообще видит своих детей только рано утром и поздно вечером (если вообще видит). А сами подростки еще не способны читать меж строк авторский замысел, с точностью определяя его посыл. Это порождает в юных головах собственные дефиниции. А культивировать жестокость, еще больше повышая градус агрессии, очень сомнительно и даже опасно.
P.S. Не хочется отклоняться от курса, но как то вспомнились сериалы юности «Элен и ребята» и «Бум» с Элен Ролле и Софи Марсо, многие начинали учить тогда французский, девушки стриглись и шили платья, как у героинь, и мечтали о романтичных и брутальных Николя и Этьене. А юноши сбивались не в стаи на пустыре, а в музыкальные группы.