Платье на выгуле
Тюменский театр кукол в эти выходные показывал спектакль «Мишуткина елка» в детском центре в музее имени Словцова Мамы и папы с детьми ходят перед спектаклем по холлу, здесь есть чем заняться — в пространстве музея и таблица Менделеева, и аквариум, и мольберты. В музее есть небольшой зал, где и показывали спектакль режиссера Сергея Кузина.
Среди маленьких зрителей выделяется принцесса в пышном платье. Сегодня не так часто увидишь тех, кто наряжается на спектакль по-особенному. Нарядную девочку зовут Ульяна, ей четыре года, она пришла с мамой Викторией Метелевой. «Здесь второй раз, очень понравилось креативное пространство для детей», — делится Виктория.
— Сейчас редко детей наряжают так специально, вы считаете, что это особое событие?
— У нас такая маленькая традиция — повод выгулять нарядное платье.
Виктория прочитала краткое содержание «Мишуткиной елки», но дочери не рассказывала. Для нее это сюрприз.
Что интересно, зрители видят уже внешнюю, праздничную сторону спектакля, а создается она трудом многих. В том числе реквизитора — это очень важная и ответственная роль.
— Реквизитор хранит всех кукол, все вещи, которые в спектакле задействованы, — рассказывает реквизитор Ирина Галкина. — Мы их собираем. Перед спектаклем выносим на сцену, раскладываем, как надо, по местам, потом все убираем. В ремонт относим. Персонажей в «Мишуткиной елке» немного, но они во время спектакля перемещаются, и их надо вернуть на место. Это очень ответственно. Eсли не в тот ящичек положишь, актер уже запутается. Волк должен быть в своем ящичке, ворон в другом, и ящичек должен стоять в определенном месте. Мишку нельзя перепутать с зайчиком. Зайчиков два — один беленький, другой серенький, нужно тщательно смотреть, чтобы не перепутать. Летом чтобы в серой шубке был, а зимой в белую переоделся.
Иногда реквизитору приходится работать на скорость. «Бывает, сегодня один спектакль, завтра другой, это надо все перестроить в голове, вспомнить, куда как положить. Eсть попроще спектакли, есть и громадные», — говорит Ирина Геннадьевна.
Изначально в спектакле в первом составе играли Александр Бердников и Eвгения Глухих. Их дуэт многие, в том числе режиссер, признавали классическим и лучшим. «Александр очень тонко играл», — отмечает ассистент режиссера Ирина Кузина. Сам актер Александр тоже так считает. «Приятная ностальгия по тем временам, когда играли этот нежный, простой и такой добрый спектакль вместе с Женей», — говорит Александр Бердников.
Вместо Eвгении сейчас Анастасия Вокуева. Вместо Александра его дубль — Антон Черепков. Ребята играют по другому, но тоже очень хорошо. Рисунок роли они повторяли, просматривая видео с прежними актерами. Может быть, они вложили и немного себя в героев, и те получились чуть более прямыми, яркими, мультипликационными, площадными, что тоже очень подходит.
— Потрясающий спектакль, понравился, как раз по возрасту, дети увлеченно смотрят, — делится впечатлениями Светлана, мама двухлетнего Марка. — Спектакль интересен тем, что он интерактивен, зрители в нем активно задействованы. Мы просто в восторге от нашего театра кукол. Считаем, что это высокий уровень. Актеры большие молодцы, оба игривые, эмоциональные, громкие, с активной жестикуляцией, дети на них обоих хорошо реагируют.
И с точки зрения взрослых качественно сделано, отмечает Эльмира Артемова, мама двухлетней Ани. Детям и Мишутка понравился, и Зайчик. «Но мне, — искренне призналась Эльмира, — понравилась Ворона». Так что и у таких отрицательных персонажей, как скептик Ворона, не верящая в новогоднее чудо, находятся свои фанаты, их любят еще больше. Раскатистое грассирующее «р» вороны в исполнении Антона действительно запоминается, она получилась колоритной, самобытной и тем временем в духе классических традиций.
По сюжету спектакля друзья Мишутки — Зайчонок, Волчонок, Лосенок, — хотят разбудить его к Новому году, который он никогда не видел, потому что крепко спит в это время. У них это не удается, а у ребят зрителей получается. «Медвежонок, вставай!» — кричат они хором вместе с родителями, и, о чудо, засоня наконец просыпается. Пьеса Сергея Кузина наполнена добрым мягким юмором:
«Как ты меня нашел, Мишутка?! Я же так хорошо спрятался!» — говорит Зайчонок.
«А так… Я сначала тебя не нашел. Деревья нашел, кусты, цветы… А тебя… нет. А потом смотрю -спинка серая из-за дерева виднеется! Это у тебя такая серая спинка, я знаю. Вот я тебя по этой спинке и нашел», — отвечает Мишутка.
Художница Светлана Бажко смогла создать на сцене уютный маленький мир, персонажей, с которыми хочется подружиться.
Перед спектаклем — традиционная елочная интермедия с Дедом Морозом и Снегурочкой. Особенность этой в том, что главные персонажи близко, рукой подать в маленьком пространстве музейного центра, они не приходят откуда то сверху, а тут, вместе со всеми.
Заканчивается спектакль трогательным моментом, к зрителям детям подносят домик шарманку, в котором все герои сказки в уменьшенном виде.
Это камерный спектакль, очень теплый, уютный и милый, который стоит немножко в стороне от шумной дороги других новогодних мероприятий.
***
фото: Дед Мороз и Снегурочка.;Мишуткина елка;Ульяна в платье