X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Тридцать три варианта и один тоннель

Новость: 1 ноября отправлена на экспертизу предпроектная документация первого в истории Тюмени автодорожного тоннеля.

По мысли проектировщиков, тоннель должен пройти под железной дорогой и смягчить транспортную нагрузку не только в центре города, но и по всей оси улиц Первомайская — Калинина — «далее везде».

Впрочем, лучше об этом расскажет один из авторов проекта — директор института «Тюменьдорпроект» Роман Мещеряков.

— Мы убедили муниципального заказчика и администрацию региона, что нужно заказать именно предпроектную документацию, которая ответит на вопрос, быть или не быть тоннелю. Мы проработали тридцать три варианта -не только кардинальных, но и отдельные узлы моделировали. Мы сотрудничали с институтом транспорта ТИУ, с кафедрой транспортного моделирования: как повлияет четырехполосное движение на изменение всех транспортных потоков Тюмени? Необходимо было и РЖД удовлетворить, и жителей близлежащей застройки, чтобы не создать коллапс на привокзальной площади. Выработали решение и принципиальные концепции тоннеля, согласовали на всех уровнях.

Хотя у нас не было задачи развязать Московский тракт, но мы в рамках нашего контракта пошли дальше. На развязке Московского тракта круговое движение (радиус небольшой — 20 метров). Но если направить транспортные потоки через железную дорогу, пробка переместится туда. Мы предложили развязать и этот узел, но уже не тоннелем (хотя такой вариант был), а путепроводом. Аналог — путепровод на улице 30 лет Победы и Мельникайте. Железобетонный, балочный — экономичный вариант.

Сергей Русанов, Никон Лейкин

Граница нашего объекта — улица Степная, но после нее улица Калинина утыкается в пересечение улиц Федюнинского и Закалужской (обход Тюмени). Дальше район многоэтажной застройки, а за ним улица Фармана Салманова, которую наши дорожники в этом году довели до шести полос… Образуется второй объект, и от объекта «тоннель — улица Степная» мы идем дальше — к транспортной развязке на пересечении улиц Калинина и улицы Закалужской, и до улицы Подшибякина. И это все развязываем.

— Стало быть, вы не отодвигаете проблему (как если бы ограничились только тоннелем), а предлагаете решить ее?

— Все верно. Потому что нельзя мыслить в пределах какого-то одного перекрестка. Улица Салманова — шестиполосная, там частично выполнены строительно-монтажные работы, и жители тех микрорайонов ею уже пользуются. Хотите дальше? Уже есть документация — микрорайон Комаровский. Улица будет пробиваться до улицы Волостной, которая ведет к строящейся транспортной развязке в Патрушево. А если еще дальше идти, то Волостную можно пробить до еще одного большого объекта, проект которого в завершающей стадии. Это второе транспортное кольцо, так называемый Южный обход. Он пойдет — через поселок Московский и дальше, к населенным пунктам, расположенным параллельно Московскому тракту — Гусево, Зубарево, Перевалово, Ушаково, Успенка — большая агломерация. Этот пятнадцатикилометровый участок — объект нашего проектирования, мы его завершили.

— Видимо, тоннель станет не окончанием работы, но ее продолжением.

— И пятнадцать километров от Успенки до центра Тюмени получается сплошная магистраль!

— Это вызовет интересные решения по организации движения в городе, который строится частями.

— У нас есть муниципальный заказчик — департамент дорожной инфраструктуры и транспорта. Eсть областное управление автомобильных дорог, есть главное управление строительства. Но мы не только здесь работаем, но и живем. О нас однажды сказал Андрей Лазарев, начальник «Мостоотряда-36»: мы — кружок градостроителей. Мы тоже думаем о развитии города. Конечно, руководствуясь генпланом, проектом планировки и так далее.

— Тоннель еще ворочается в пеленках чертежей. Как решались детали будущего строительства?

— В целом можно сказать, что решение строительства — смелое и неожиданное. Но если не думать такими критериями, то никогда ничего великого не получится. И даже заметного.

— В чем же смелость?

— В том, что раньше никто даже предположить не мог, что под Транссибирской магистралью может пойти автотранспорт. Все другие решения были не «под», а «над».

— И?

— Первое. Это неожиданно. Второе -стыковка с застройкой — с комплексом РЖД, которая накладывает определенные обстоятельства…

Сергей Русанов, Никон Лейкин

— Вы называете застройкой железную дорогу?

— Железная дорога — это незыблемо. Восемь полос железнодорожных путей, железнодорожный вокзал. Мы же не можем предложить убрать вокзал?! Это второе. Третье — строительные нормы и правила, определенные параметры тоннеля. Eсли он больше, надо его обеспечить вентиляцией. А это сооружения большого габарита. И ты еще больше погружаешься под землю. Там еще неизвестные коммуникации, как обычно в Тюмени. И так далее. Целый комплекс вопросов, которые приходилось решать. Напомню про тридцать три варианта, которые были разработаны в ходе предпроектной стадии. С представителями РЖД мы нашли решение и по бюджету. Тоннель — экономичное сооружение, которое будет не в ущерб ни железной дороге, ни пешеходам, ни автотранспорту. И концепция привокзальной площади: чтобы она была зеленая, чтобы там был сквер, а не гранит.

— Мне сейчас подумалось, что тоннель как будто напрашивается, чтобы его построили на этом месте. Чтобы соединили две прямые улицы — Первомайскую и Калинина, которые словно встречаются у вокзала.

— Действительно так. В этом и была изюминка, чтобы, руководствуясь строительными нормами и правилами, совместить две оси по тем критериям, которые позволяет нам градостроительное проектирование. Соблюсти все нормы -пожарные, транспортные, экологические.

— Но ведь надо было тоннель поставить на место: где вход, где выход. Eсть сеть улиц, на которые может повлиять строительство. Товарное шоссе, Привокзальная улица. И на залинейной стороне тоже.

— Волгоградская, Мира, Карла Маркса… Масса улиц. Что касается Товарного шоссе и остальных: чтобы не затрагивать их тоннелем, мы нашли решение. Рам-повая часть тоннеля встанет ближе к вокзалу. Товарное шоссе не будет затронуто. И ДК «Железнодорожник», и сквер Пацко — небольшой, но хороший уютный парк, круглая ротонда — памятник историко-культурного наследия, охраняется государством… Мы решили отодвинуть рамповую часть.

— На каком расстоянии она будет?

— Рамповая часть тоннеля начнется в нескольких десятках метров от перекрестка. Потом плавный радиус направо, потому что створы Первомайской и Калинина не совпадают. По радиусу уходим вправо и еще один поворот. И этот узел нормально развязывается.

— Теперь мы с вами можем войти в тоннель? Каковы его длина, ширина и другие характеристики?

— Eсли говорить про ширину сооружения, то для обеспечения четырехполосного движения с учетом бетонной обделки необходимо 27 метров. Высота — девять-десять метров. Сам тоннель — 150 метров через Транссиб. С участками рамповыми он протянется на полкилометра. Прямолинейная часть тоннеля порядка ста метров, сооружается методом прокола.

— Где заканчивается тоннель на южной стороне и начинается обычное движение?

— Между улицей Мира и Волгоградской, которую мы расширяем до четырех полос.

— И поехали?

— Поехали.

***
фото: Привокзальная площадь, вид сверху;На этом месте будет тоннель;Тоннель еще не виден.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта