X

  • 27 Сентябрь
  • 2024 года
  • № 105
  • 5604

Инвестиции меняют мир, меняют нас

Крупные инвестиционные проекты, которые многим, наверно, кажутся чем-то далеким, тем не менее влияют на жизнь каждой семьи. Они дают налоговые поступления, которые потом идут на благоустройство дворов, ремонт дорог, социальные выплаты.

Тюменская область в прошлом году вошла в топ-3 национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В инвестиционном портфеле этого года — более полутысячи проектов. Но в «командном зачете» у нас успехи не первый год, а вот в личном зачете наград пока не было. Игорь Борисов, заместитель начальника отдела по привлечению инвестиций Инвестиционного агентства Тюменской области, стал победителем первой национальной премии «Лидеры инвестиционного развития-2023» в номинации «специалист года».

В числе инвестпроектов, которые он курирует — «Боровская бумажная компания», «Фармасинтез-Тюмень», «Новатэк НТЦ», «Газпромнефть-НТЦ», строительство четвертой очереди комбината «Тюменьагро».

— Какими пряниками вы заманиваете инвесторов?

— Переговоры — процесс творческий. Необходимо постоянно быть на связи, особенно на том этапе, когда предприниматель только начинает определяться и рассматривает множество вариантов. Один из примеров — открытие в Тюмени завода по производству термоленты. Тюменский предприниматель Денис Кучаев когда-то создал небольшое предприятие по сервисному обслуживанию банковского и кассового оборудования. Затем заключил контракты с крупнейшими производителями из Южной Кореи и Франции. В пандемию открыли сервисный центр по обслуживанию оборудования, которое использует термоленту. Со всей страны стали стекаться заказы. Почувствовав потенциал, предприниматель решил заняться производством термобумаги, которую в России тогда никто не делал. Вложил порядка 20 млн рублей инвестиций. Потом задумался над созданием еще более масштабного производства и начал выбирать регион. Рассматривал Московскую, Калининградскую, Челябинскую, Курганскую, Свердловскую области, Башкирию, Татарстан. Мы посмотрели, какое оборудование ему необходимо, дали льготный заем на его покупку, субсидировали часть затрат из областного бюджета. Решили вопросы, связанные с административным сопровождением проекта. И собственник принял решение остаться в Тюменской области. Купил готовое производственное здание, вложив около 110 млн рублей собственных средств. Из областного бюджета на ремонт и реконструкцию помещений ему выделили 50 млн рублей. Затем он получил субсидию регионального департамента инвестполитики на покупку оборудования. И в сентябре прошлого года запустил производство термобумаги. Вторую очередь производства он тоже будет открывать у нас.

— Работу с инвестором можно доверить искусственному интеллекту?

— Только на каких-то определенных этапах, когда необходим, например, анализ больших данных. Наверно, когда-то так и будет. Но главную роль здесь играет искусство коммуникации.

— Предприниматели — народ привередливый?

— Скорее, они внимательно относятся к каждой детали. У них есть свои принципы, подходы, приоритеты, с которыми надо считаться. До 2020 года среди зарубежных инвесторов преобладали американские и европейские. Теперь все переориентируются на Восток. Но между Азией и Eвропой колоссальная разница. Это разные культуры, разный менталитет. Мы можем посылать делегации, встречаться, приглашать -это будет только полшага. Да, наши приглашения примут, будут улыбаться, но не факт, что начнут инвестировать. Сейчас самый понятный и заинтересованный инвестор -российский. За него идет жесткая конкурентная борьба между регионами. Возьмем, например, автомобилестроение. Сколько бы усилий мы ни предпринимали, такой инвестор в Тюменскую область не придет, автомобильного завода по сборке и производству автомобилей у нас не будет: здесь нет такого рынка сбыта продукции, как, например, в Подмосковье. А производить и вывозить в центральную часть России неэффективно. Другой пример: лесопереработка. Казалось бы, многие регионы богаты лесом, но когда считаешь финансовые модели и окупаемость, то стоимость освоения территории получается слишком большой из-за ее труднодоступности. Поэтому подходов к этому снаряду у нас было много, но взятых в работу проектов — пересчитать по пальцам. Крупные инвестпроекты по лесопереработке в Тюменской области можно реализовать только в Тобольском и Уватском районе, что сейчас и делается. Там не только сконцентрирована сырьевая база, но еще в советские времена создана инфраструктура для заготовки и вывоза леса.

— Вначале выбирается направление и под него идет поиск инвестора, или наоборот — находят инвестора и смотрят, что в регионе он может реализовать?

— С одной стороны, мы стараемся отталкиваться от свободных ниш. Постоянно их мониторим. С другой стороны, наблюдаем за крупными игроками, которые активно развиваются. Участвуем в мероприятиях и форумах, изучаем аналитические материалы. Приоритеты, определяющие выбор инвестора, можно разделить на две категории: сбыт или привязка к ресурсам. Яркий пример второго направления — компания «СИБУР». Она вложила колоссальные деньги в создание инфраструктуры; протянули газопровод до Нового Уренгоя, где перерабатывают попутный газ. Они приземлились на этой территории. И осваивают ее масштабно.

— Существует ли мода на инвестиционные направления? Eсть ли общие тренды?

— На мой взгляд, главный тренд -логистика. В этом направлении движутся все регионы. В Тюменскую область скоро придут несколько таких крупных инвесторов. С собственником одного из крупных предприятий ретейла из Eкатеринбурга мы находимся в активной стадии переговоров по строительству в Тюмени крупного распределительного центра. Сумма инвестиций в проект — порядка 2 млрд рублей. Компания под этот объект приобрела в собственность земельный участок. Параллельно ведем переговоры еще с двумя компаниями, которые занимаются онлайн-продажами. Одна их них планирует построить у нас распределительный центр на 200 тысяч квадратных метров с объемом инвестиций около 11 млрд рублей. К строительству первой очереди распределительного комплекса приступила и другая компания. У них площадь — 120 тысяч квадратных метров, объем инвестиций — порядка 6,5 млрд рублей.

— Кто же будет заниматься машиностроением, если все переориентируются на маркетплейсы?

— Перевес в сторону торговли -тенденция времени. И вряд ли в ближайшее время она поменяется. Чтобы создать максимально комфортные условия для потребителя, должна быть выстроена логистическая схема и такая инфраструктура, чтобы потребитель получал свой заказ буквально в течение дня, максимум — двух-трех. Заполучить такого инвестора — большая победа, ведь он будет работать сразу на несколько территорий. В нашем случае это — юг Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Курганская и Омская области. Но промышленность мы тоже не забываем. Когда ушли мировые нефтесервисные компании, активизировались отечественные. Например, недавно в рамках форума ТНФ заложен первый камень производственного комплекса группы компаний «Технологии ОФС». Мы находимся в переговорном процессе еще с несколькими инвесторами.

— Eсть ли план или предел привлечения инвестиций в регион? Ведь инвестиции — это в общем-то взаимные обязательства?

— Работой с инвесторами занимаются несколько подразделений и департаментов, могу говорить только за ту структуру, в которой работаю. На 2023 год для инвестиционного агентства план по привлечению — порядка 35 млрд рублей. Год еще не закончился, а мы уже достигли большего.

***
фото: Игорь Борисов с наградами конкурса.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта