Союз филармонии и ее друзей. Вечерние встречи в органном зале
Директор филармонии Владимир Фризен и руководители творческих коллективов 30 октября встретились с активистами Союза друзей филармонии. Преданным поклонникам музыкального искусства, кто во все времена сохраняет верность филармонии, вручены благодарности и сказаны теплые слова.
Филармония месяц назад запустила опрос в социальных сетях, он получил большой зрительский отклик. Оказалось, горожанам очень не хватает концертов для юных и совсем маленьких зрителей.
— Уже в ноябре после юбилейного концерта планируются воскресные концерты для детей, -рассказал Владимир Фризен. -Это проект «Филармония для дошкольников», где в доступной -игровой, сказочной, — форме будем рассказывать детям от двух до шести лет о музыке. Дети могут прикоснуться к инструментам и даже к музыкантам. Чуть позже запустим проект «Филармония для школьников»; это не просто прослушивание музыки, а совсем иной формат, что там будет, заранее не анонсирую, мы работаем над ним.
Замечательно, но, может, стоит больше работать с образовательными учреждениями, чтобы вместо прослушивания музыки из компьютерных динамиков и решения онлайн-тестов на уроках эстетического воспитания школьники хотя бы раз в месяц приходили в филармонию и слушали настоящий живой оркестр? Большинство из них вообще не знакомы с музыкальным искусством в таком формате, а так сформируется вкус и настроится чуткое детское ухо.
Владимир Фризен заметил: нельзя всех привести за руку в филармонию. Не соглашусь. Много лет назад я подарила далеким от высокого искусства друзьям билеты на «Камерату Сибири». Это были новогодние Бранденбургские концерты. Дирижировал маэстро Антон Шароев. После они признались, что лучшего подарка не получали, и сегодня это самые преданные поклонники не только оркестра, но и классической музыки вообще, так что все возможно.
Представители старшего поколения зрителей предложили возродить специальные абонементы на отдельные коллективы, как это было когда-то. Для хоровой капеллы побольше включать в концерты выступления своих тюменских солистов Ирины Бибеевой, Александра Гайнутдинова, Натальи Терен-тьевой, а для Тюменского филармонического оркестра — сольные выступления первой скрипки Александра Кащеева. Продолжать совместные творческие проекты хоровой капеллы с детскими школами искусств. Для юных музыкантов это хороший опыт, а для хора -особое звучание.
Друзья филармонии попросили обратить внимание на не всегда качественный звук во время спектаклей. Возрастным зрителям приходится напрягаться, чтобы расслышать текст, особенно с последних рядов. И даже подзвучка не всегда помогает. Это отмечают и сами артисты, и местные, и приезжающие к нам с гастролями.
— Когда-нибудь мы купим настоящий большой орган? — спросил Юрий Хозяинов, частый посетитель всех культурных мероприятий города. За то, что он не расстается с фотокамерой, я мысленно окрестила его репортером Шрайбикусом. Оказывается, и это не все знают, купить большой орган невозможно! Дело в том, что орган строится вместе с залом и помещается на двух этажах с механи -кой в подвальном помещении. В частности, орган в Ханты-Мансийске занимает три этажа и строился вместе с зданием концертного зала. Специфика этого инструмента такова, что отдельно он не продается, разъяснил зрителям Владимир Петрович.
И тут провокация от хитрого «Шрайбикуса» для Фризена.
— Вы пианист, пригласите нас на свой концерт.
— Да, я пианист, но я не играю вполруки. Либо это делать максимально хорошо, либо не делать вообще. Я к инструменту иногда подхожу и музицирую, но уже лет десять не занимаюсь усердно. В последние годы я больше чиновник, чем музыкант, — отвечал Фризен.
Интересовали собравшихся гастроли театра оперы и балета с ТФО в областной столице. Вопрос наболевший. В Тюмени нет не только театра оперы и балета, но и даже музыкального театра или зала, приспособленного под такие масштабные мероприятия. Тюменская филармония для этого совершен -но не подходит.
Зрители отметили, что, напри -мер, балетные спектакли под механический звук портят впечатление, и что для соприкосновения с высоким жанром многие ездят в Eкатеринбург.
В продолжение детской темы: в прошлом филармоническом сезоне на гала-концерте «Солист оркестра» зрителей в зале было едва ли не меньше, чем оркестрантов и исполнителей на сцене, это неприятно поразило. Филармонический оркестр с Юрием Медяником и невероятно талантливыми юными музыкантами исполняли номера при пустом зале.
Отметила для себя фразу Владимира Петровича: «Для меня как для руководителя и творческого человека важнее полные залы, чем полные кассы». Эта позиция очень обнадеживает.
Расскажите о себе, просят зрители директора.
«В искусстве я с самого детства. В четыре года мама привела меня в Дом пионеров и там потеряла в хорошем смысле этого слова. Потом музыкальная школа по классу фортепиано и училище. Параллельно театр и режиссура, педагогическая, а потом и управленческая деятельность в культуре Сургута и Нефтеюганска. Затем пост замминистра культуры Ханты-Мансийского автономного округа. Теперь я в Тюмени. А первая запись в трудовой — настройщик музыкальных инструментов: абсолютный слух дал о себе знать».
В завершение зрителям сообщили радостную новость: 14 ноября по многочисленным зрительским просьбам Тюменский филармонический оркестр вновь исполнит сценическую кантату Карла Орфа «Кармина Бурана». Затем участники встречи сделали общее фото на память.