X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Пандемия многих привела к стоицизму

Философия стоицизма — античного учения, в свое время вытесненного христианством, вновь набирает популярность.

Этимология слова «стоицизм», конечно, не имеет ничего общего со стойкостью. В Древней Греции, где впервые появилось это учение, стоей называли расписные колоннады, в которых предавались размышлениям философы. Происхождение и дальнейшее развитие стоицизма неразрывно связано с тремя именами — Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия. Это были очень разные люди: первый был рабом, второй — аристократом, третий -римским императором. Но учили одному: умеренности, уважению и самоуважению, осознанию бренности и временности всего сущего, стойкости (забавно, но это тот случай, когда созвучие иностранного слова с русским вполне себя оправдало) и пониманию, что мы способны контролировать и изменять, а что — нет. А когда мы не в силах на что-либо повлиять -не беспокоиться и не переживать по поводу таких вещей и обстоятельств. Последний момент в стоицизме, наверное, самый важный. Понять и принять эти тезисы достаточно просто. А вот жить и действовать в соответствии с ними сложнее. И намного.

В октябре в ТюмГУ начался цикл философских встреч, посвященных стоицизму.

— Современный стоицизм является в большей степени практикой, наряду с йогой, — говорит ведущая встреч, доцент кафедры философии, медиа и журналистики ТюмГУ, кандидат философских наук Ирина Пупышева. — Существуют стоик-GYMbi — места, где люди собираются, чтобы практиковать стоицизм. В частности, очерчивают несколько так называемых кругов забот и пытаются понять, какие из них поддаются нашему влиянию. Например, я и изменение климата. Могу ли я изменить экосистему? Вряд ли. Я и государство. Могу ли я изменить что-то в российской государственной политике? Тоже нет. Я и мой город. А вот здесь уже можно на что-то в той или иной степени повлиять. Самый близкий круг забот — наши близкие и наша работа. Но и здесь надо отдавать себе отчет, что в наших силах, а что — нет. И заботиться именно о том, что изменить можно.

— А может ли наш современник, обремененный работой и кучей социальных ролей, стать стоиком в полном смысле этого слова?

— Претендовать на это совершенно не обязательно. Все авторы, пишущие о современном стоицизме, делают оговорку, что они не мудрецы, а просто люди, которым импонируют стоические практики. Замечу, что во время пандемии многие стали в какой-то степени стоиками. Наверное, к этому располагала сама ситуация. Многие начали активно покупать и читать литературу по практикам стоицизма, стали очень популярны книги Сенеки и Марка Аврелия. Появилось множество сетевых ресурсов на эту тему, например, я до сих пор подписана на телеграм-каналы «Стоические стратегии» и «Дневник стоика».

— Как вы считаете, стоицизм -это идеал, к которому надо стремиться, или в большей степени путь?

— Скорее путь. Почему стоицизм стал набирать популярность в период локдауна? Потому что он помогает справиться с нестабильностью в жизни. Eсть такой термин: VUCA-мир, который означает мир, основанный на неопределенности и неоднозначности, в котором трудно делать прогнозы и строить планы. Ярким примером такой ситуации была пандемия и все, что с ней связано. Многие говорят, что только стоицизм помог им справиться с происходящим.

— Что увлечение стоицизмом принесло в вашу жизнь?

— Мой интерес имеет в большей степени теоретический характер. Хотя есть кое-какие практики, которые мне импонируют. Например, такая забавная практика, как походы по супермаркетам, восходящая еще к Сократу, который ходил по рынку, смотрел на прилавки и говорил: «Сколько же здесь всего, что мне не нужно». Eсть у современных стоиков еще одна практика — выбрасывать по одной вещи в неделю. Но осознанно — вещь должна быть действительно невостребованной и ненужной. Как правило, таких находится много. Полезен стоический подход и при покупках. Eсли, например, это смартфон -задумайтесь, зачем вам айфон последней модели, который выполняет свои функции точно так же, как китайская модель впятеро дешевле? Это очень помогает не делать культа из вещей и бороться с психологией потребления. Eще одна из моих любимых стратегий — выбрать себе воображаемого «идеального свидетеля» и делать все так, будто он все время рядом и неотрывно на тебя смотрит.

— Совместим ли стоицизм с современными мировыми религиями, такими как христианство, буддизм или ислам?

— Не скажу за все религии, но христианство в свое время очень многое позаимствовало у стоиков. Так же, как стоицизм, оно учит терпению, уважению к окружающим, скромности, и имеется еще очень много параллелей.

— Какую литературу и сетевые ресурсы вы посоветовали бы начинающим интересоваться философией стоицизма?

— Из современных авторов -в первую очередь книги Массимо Пильюччи «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь» и «Счастливая жизнь. Руководство по стоицизму для современного человека». А из сетевых — уже упомянутые каналы «Стоические стратегии» и «Дневник стоика». Ну и конечно, классиков — «Наедине с собой» Марка Аврелия, «Нравственные письма к Луциллию» Сенеки, «Беседы» Эпиктета.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта