Стремление к улучшению в пригородном сообщении
27 декабря Тюменскому объединению автовокзалов и автостанций исполнится 50 лет.
Полвека назад на улице Пермякова еще не было привычного для большинства тюменцев трехэтажного здания с застекленным фасадом и надписью «Автовокзал». Оно было построено только в 1974 году, и тогда считалось ультрасовременным, поскольку при монтаже конструкций использовались считавшиеся тогда новейшими стройматериалы, в том числе большие витражные стекла. А годом ранее была создана и организация, которая сейчас называется «Тюменское областное объединение автовокзалов и автостанций».
Первый тюменский автовокзал, открытый в 1957 году, располагался на месте нынешнего ЦУМа. Не случайно его построили в самом центре города, автобусное сообщение тогда было основным средством передвижения, с ростом численности населения Тюмени пригородные перевозки становились все более востребованными. В те годы количество отправлений с автовокзала доходило до 250 в день, автобусы ходили по шести пригородным и 14 междугородным маршрутам. Но в начале шестидесятых годов у города появились свои планы на застройку площади, где позже появились ЦУМ и центральный рынок, поэтому автовокзал переместили в Парфеново на территорию автоколонны 1228, а потом — и в здание на улице Пермякова.
— На сегодняшний день в объединение включено 20 объектов транспортной инфраструктуры, -рассказывает Артем Антипин, директор ГБУ ТО «Объединение автовокзалов и автостанций». — У нас 16 автостанций и четыре автовокзала — Тюмень, Ишим, Ялуторовск и Заводоуковск. В Тобольске — свой перевозчик, который сам определяет востребованность и наполняемость маршрутов. На сегодняшний день мы обслуживаем 539 маршрутов, из них -243 пригородных, 287 междугородних и девять международных. Юг Тюменской области связан постоянным автобусным сообщением с Челябинской, Курганской, Свердловской областями, а также странами ближнего зарубежья — Кыргызстаном и Казахстаном. С Нового года планируется открытие постоянного маршрута в Таджикистан.
Eжедневно с Тюменского автовокзала в разных направлениях -как пригородных, так и междугородных — отправляется в поездки более тысячи человек. И, согласно статистике, объем пассажирских перевозок растет. Так, если сравнить первое полугодие 2022 года и 2023-го, то рост составил 9,5 процента.
— Такая динамика вполне укладывается в концепцию развития Тюменской агломерации, — считает Артем Антипин. — Тюмень растет, многие переезжают жить в пригород, хотя остаются работать в городе, поэтому количество перемещений из близлежащих населенных пунктов в областной центр стабильно увеличивается и в среднем по году, и в отдельные сезонные промежутки, в том числе в дачный сезон и на праздники.
Среди пассажиров Тюменского автовокзала есть такие, для которых пригородные поездки — не просто сиюминутная потребность, а часть жизни и даже семейной истории.
— Много лет — с начала семидесятых годов — езжу на пригородных автобусах до Успенки и обратно, -рассказывает пенсионерка Светлана Русалева. — Там у меня жили родители, там они и похоронены. Раньше я работала на заводе медоборудования, заканчивала смену около пяти вечера, а в 17.20 отправлялся автобус в Успенку. Правда, на него еще надо было попасть. Рейсов было мало, поэтому к вечеру собиралась огромная толпа желающих уехать, в салон набивалось столько народу, что на остановках ни зайти, ни выйти. Иногда водителю приходилось самому силой двери открывать. Автобусы внутри не отапливались, зимой в них можно было замерзнуть. А еще они часто ломались. Бывало, проедешь полпути, и все. Дальше добирайся как знаешь. Сейчас, конечно, не сравнить, что было и что стало. Мне теперь на автовокзале все нравится — и автобусы теплые, и зал ожидания комфортный, и платформы просторные, и вся информация по отправлению рейсов понятная. Удобно стало, что и говорить.
На автовокзалы и автостанции пришли и цифровизация с автоматизацией. Продажа билетов на всех подразделениях производится с помощью собственного программного обеспечения. На Тюменском автовокзале недавно установили и терминал самообслуживания, можно вообще в очереди в кассу не стоять. Можно забронировать билет и онлайн, а потом выкупить его перед отправлением. Такая услуга, как «Стол заказов», начала работать еще с 2007 года, с 2010 года студенты, школьники могут приобретать проездные на месяц на пластиковых картах. Годом позже объединение автовокзалов и автостанций заключило договор на услуги эквайринга, и стали возможными безналичные покупки билетов. С 2016 года благодаря приложению «Транспорт-72» оформить автобусные билеты на внутрирегиональные маршруты можно и со смартфона, с 2017-го — льготники ездят и по транспортным картам. А два года назад на тюменском автовокзале открыли ситуационный центр, в котором в режиме онлайн отслеживают передвижение всех автобусов — как они соблюдают графики, как проходят маршрут, нет ли затруднений в движении из-за пробок или ДТП. Здесь же обрабатывают информацию по пассажиропотоку, что дает возможность как оперативного реагирования на формирование наполняемости рейсов, так и планировать маршрутную сетку на будущее, корректировать имеющиеся маршруты или создавать новые. Жизнь все время подкидывает новые сложности и задачи, надо учиться их решать. Артем Антипин так и говорит: «Нам есть к чему стремиться».
***
фото: Артем Антипин;Здание старого автовокзала;Нынешнее здание Тюменского автовокзала.