Эксперимент с ИИ и сковородкой
Ансамбль ударных инструментов «Мока project» в начале декабря удивил нас исполнением древнегреческой музыки. Но это не совсем точно: в той же мере прозвучавшие композиции можно было отнести к нашему времени, а может, и к будущему.
«Мока project» — это музыканты Александра и Михаил Топалиди, Леонтий Полевик, Ксения Громова и Яков Кукушкин. В концерте приняли участие солистки Жанна Стригун (сопрано) и Янина Петраш (сопрано); флейтистка Арина Мельник и тубист Максим Eфремов и Константин Зернов на контрабасе.
Поскольку ансамбль, в отличие от оркестра, представляет собой небольшой коллектив, программа для него должна быть не масштабной, но интересной, объясняет мне руководитель коллектива Михаил Топалиди.
Надо сказать, что науке известны больше трех десятков древнегреческих мелодий, из них малая часть сохранилась в виде надписей на каменных плитах. Такие обломки древних нот. Музыканты из ансамбля решили исполнить их как гимн Аполлону. Гимн они расшифровали и сыграли без помощи искусственного интеллекта. Но искусственный интеллект все-таки сгенерировал музыкантам небольшую пьесу.
— Она отличается от тех, которые пишут люди, — рассказывает Александра Топалиди. — Она более наивная, кажется, как будто ее написал ребенок, но при этом чувствуешь, что что-то в ней не так. Человек может понять, что это какая-то странная пьеса, на уровне интуиции, то есть написана она по правилам, все хорошо, но есть какое-то недопонимание, поэтому она такая милая, красивая.
Этот эксперимент, как мне кажется, очень ярко характеризует молодой (в этом году отметивший десятилетие) тюменский коллектив. Они вообще обожают экспериментировать.
Говорят, на португальском сленге «мока» означает чувство, как будто ты из горячей бани прыгаешь в ледяную воду, это такой здоровый кайф. Собирали группу единомышленников, кто открыт ко всему новому. Сейчас в нем не только ударные, есть струнные и духовые, а также танцоры и даже художники. Но вообще состав меняется в зависимости от программы.
Например, Александре и Михаилу Топалиди захотелось попробовать себя в озвучке мультфильмов. Взяли грант и озвучили фильмы Чарли Чаплина.
— Раньше я работал в театре юного зрителя и озвучивал спектакли на ударных. Тут мы решили сделать нечто подобное, но с кино, — объясняет Михаил.
Вы можете возразить, что в фильмах Чарли Чаплина есть музыка. «Мы решили подобрать музыку, которая подходит с нашей точки зрения. Чтобы показать, как раньше люди должны были импровизировать, что-то придумывать прямо во время движения киноленты», -говорит Михаил Топалиди.
А однажды Александра Топалиди играла пьесу, где фигурировал… тазик с водой.
— Туда надо было либо какой-то предмет бросать, либо шлепать ложкой. Это произведение Шаррино, итальянского композитора. В нем также использовались настоящие ветки, которые шуршали, и посуда, -рассказывает Александра. — На самом деле любой предмет может стать музыкальным инструментом. Мы играли нашим ансамблем пьесы для швабр, для мусорных бачков и для стульев. Это всегда необычно выглядит, но считается серьезным музыкальным произведением. В Eвропе многие композиторы пишут для новых инструментов, а у нас такое редкость. Мы стараемся эти произведения исполнять, чтобы у слушателя было представление, что происходит в мире ударных, потому что многие удивляются, когда видят вибрафон, хотя это довольно известный инструмент.
Михаил рассказывает, что десять лет назад в арсенале ансамбля еще не было многих инструментов, и музыканты для решения своих исполнительских задач использовали бочки, палки. «Это было интересно — и эффектно выглядело», — говорит Топалиди. Я вспоминаю видео, где музыкальная группа играет на кухонной утвари.
— Это скорее британская шоу-группа барабанщиков, называется Stomp, и они действительно используют швабры, тарелки и кастрюльки. Мы как-то ансамблем пытались сделать подобную штуку, получилось очень даже мило.
Музыканты признаются, что такие концерты очень нравятся детям. И потом те при следующей встрече с удовольствием докладывают: «А мы вот на кухне вчера по сковородке позлили своих родителей».
Александра, по ее словам, в юности очень слушала очень много Стива Райха, любила минимализм. Сначала импровизировала, а потом решила записывать. «Когда я в первый раз, в десятом классе, пришла к преподавателю по композиции Светлане Лавровой, та раскритиковала мое сочинение, но взялась научить». И научила -так, что Александра даже победила на конкурсе «Я — композитор» в Санкт-Петербурге. В консерватории девушка бросила писать музыку, увлеклась исполнительством. Сейчас она больше занята аранжировкой. Например, пьеса Ивана Тревино «Холд фаст» написана для вибрафона с ударной установкой, но Александра переложила ее для ударного ансамбля, добавив партию маримбы и еще ударные. Они придали ей дополнительные краски.
***
фото: Ансамбль «Мока»;Александра и Михаил Топалиди.