Секреты профмастерства Ивана Зарубина
Преподаватель техникума строительной индустрии и городского хозяйства Иван Зарубин в декабре побывал на Байконуре и увидел старт ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космическим аппаратом «Арктика-М». Эта поездка — подарок от корпорации «Роскосмос», генерального партнера конкурса «Мастер года — 2023», в котором Иван одержал победу. А следующий «Мастер года» пройдет в Тюмени.
Имя победителя объявил министр просвещения Сергей Кравцов, затем Ивана поздравил губернатор Александр Моор.
— Когда видишь воочию технологическую мощь, гениальные, воплощенные в реальность мечты ученых, просто теряешь дар речи. Это восхитительно, невероятно, что такое мог придумать человек. И особенно впечатляет, что ученые нашей страны стояли у истоков космического пути, -сказал Иван.
Иван преподает в техникуме монтаж и эксплуатацию оборудования систем газоснабжения. Сегодня среднее профессиональное образование — это более 3,5 тысячи колледжей и более 3,7 миллиона студентов, которые обучаются почти по 500 профессиям и специальностям для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной сферы, области искусства, информационных технологий. В колледжах работает почти 200 тысяч педагогов.
Иван считает, что педагогическая работа — занятие не для всех. Это видно по педагогическому коллективу, который не постоянно, но все же циклично меняется. А в некоторых дисциплинах это происходит особенно часто, потому что приходят люди — кто-то с производства, имея за плечами большой практический опыт, но в меньшей степени владея методикой образовательной деятельности.
Преподавать — это не только транслировать свои знания студентам, это большой объем бумажной работы: журналы, документы, воспитательная работа. Все это существенная нагрузка, и ее нужно уметь распределять.
— Мне нравится работать со студентами, думаю, и им со мной тоже, и я не слышал, чтобы у них не было желания ходить на мои занятия, — делится Иван.
— Творческий подход — это важно?
— Без этого нельзя, понятийный аппарат у всех разный, и находить подход нужно через увлечения студентов. Когда они к нам приходят, на первом курсе я с ними знакомлюсь, чтобы понять их интересы, это могут быть автомобили или танцы. А зная базовые, физические законы их увлечений, можно попытаться через автомобили, например, объяснить, как работает система охлаждений, и студенту проще понять работу газопровода, соотнеся два этих фактора. И так приходится лавировать.
В омской шестьдесят девятой гимназии, где Иван учился в спортивном классе (он кандидат в мастера спорта по баскетболу), были отличные учителя. А вот в институте некоторые преподаватели лишь формально отчитывали часы, выдавая материал. «Мне это не нравилось, хотелось общения, подробного, интересного рассказа, а не монотонных лекций, поэтому я отталкиваюсь от противного; считаю — задача педагога, чтобы студент ушел с определенными знаниями и пониманием темы. Каждый студент на это способен, если педагог творчески подходит к процессу».
Но методику некоторых преподавателей Иван применяет в своей практике — не дает готовых ответов, а заставляет размышлять, задавая наводящие вопросы, и подводит студентов к правильному ответу.
— Что сделать, чтобы молодые люди выбирали технические специальности?
— Нужно возвращать в школу базовые предметы: труды и черчение (сейчас это электив), хотя и чертят сейчас с помощью компьютерных программ. Не все технически мыслят, но нужно развивать эти навыки.
Но, судя по нашему набору, они и так становятся более востребованными. К нам приходят абитуриенты с более высоким баллом, нежели раньше. И если десять лет назад минимальный балл для поступления был 3,1-3,3, то сейчас 4,2.
Бывает, что родители делают выбор за детей, сообразуя его со своим видением их будущего, не учитывая интересы. Профессия, которую ребята получат, останется с ними, и если они могут пойти работать и учиться дальше, оплачивая свое образование, это путь наименьшего сопротивления. Даже если студент не идет работать по полученной специальности, а решил перепрофилироваться или учиться дальше по этому направлению — это тоже прогресс.
— Победа в конкурсе была ожидаема для вас?
— Я же спортсмен, соревноваться люблю, но мне больше нравится сам процесс. Это отметили и организаторы, говоря о моей легкости и увлеченности в моменте, поэтому о победе я не думал, а просто максимально выкладывался.
Я человек команды, и я благодарен команде техникума и лично Ольге Важениной, участнице прошлого года, которая вошла в десятку лучших на всероссийском этапе.
Но в процессе у меня выработался к волнению иммунитет, я умею держать удар, умею и выигрывать, и проигрывать. Отрицательный результат — это тоже результат, от которого можно оттолкнуться в плане дальнейшего развития.
Бывает, что студенты в процессе решения какой-то задачи ошибаются и не подходят к преподавателю, боясь показаться некомпетентными, и тогда я говорю: подходите, мы вместе будем разбираться и двигаться дальше, не бойтесь ошибаться, ошибка — это не плохо, нужно быть более внимательным и развиваться в этом моменте.
— Студенты сейчас и десять лет назад, когда вы только начинали работать, — с кем сложнее?
— В этом нет особых сложностей, если с ними вести диалог и не дистанцироваться. Вовсе не важно, когда они пришли, и я сам зачастую учусь у них, погружаюсь в их интересы, слушаю их музыку -и пока понимаю, о чем это, происходит взаимообмен. Скажу одно: когда педагогу становится неинтересно с учениками, лучше уходить из профессии.
***
фото: Иван Зарубин.