Крокодилы, бегемоты и Мария
Мария Орлова в Тюмени человек небезызвестный. У нее редкая научная специальность — она паразитолог.
Недавно она побывала в Бурунди, в Национальном институте общественного здоровья, при котором создали российско-бурундийский центр сотрудничества в области изучения инфекций. Ожидается подписание совместного меморандума.
Россия и Бурунди очень заинтересованы в сотрудничестве, считает Мария. Россия поставляет туда оборудование. Наш интерес научный, потому что сейчас ареалы распространения эктопаразитов (в частности, комаров, москитов) захватывают все более северные территории. Они несут с собой инфекции.
После коронавирусной пандемии власти стараются заранее принять меры, чтобы не допустить новой эпидемии, а для этого требуется как научные исследования уже известных инфекций, так и обнаружение новых. Африка вообще еще недостаточно изучена в плане инфекций, а тем более Бурунди — маленькая бедная страна с большим количеством внутренних проблем.
— Многие мои коллеги отказались от работы в Бурунди, мол, там малярия. Но, по правде, оказалось все пострашнее, чем я думала. Не верьте тому, что пишут туристические сайты. Бурунди — это не туристическая страна. Там в лес заходить опасно, там могут оказаться повстанцы, не согласные с властью. В городах смотреть особо нечего. Попрошайничают, преступность высокая. Могут и мобильник вырвать. Такси до института стоит 10 тысяч франков, это примерно три с половиной доллара. Нам в институте сразу сказали: лучше платите 15 и не торгуйтесь, потому что бывали случаи, когда таксисты били клиентов. Мы поняли, что в центр Бужумбуры вообще не пойдем. Eсть большие магазины, но их не очень много. А так — ларьки непонятные, причем за решеткой, чтобы из них ничего не вынесли.
При этом леса в стране невероятные. В тропиках огромное количество растений. Роскошная растительность дает огромное разнообразие животных. «В таких условиях очень много паразитов и инфекций», — говорит Мария Орлова.
Кровати в Бурунди всегда защищены москитной сеткой, и все время работает фумигатор. В кабинетах бегают ящерицы, а вместо наших голубей там розовые птички. Ну и, конечно, крокодилы, бегемоты, пеликаны. Крокодил приплывал прямо к берегу озера, где Мария завтракала. Маленький бегемотик радостно прыгал, увидев прогулочную лодку с пассажирами, Мария боялась, что лодка потонет.
— Вы учили местных, как поймать дикобраза?
— Мы учили специалистов института разнообразным методам отлова, с дикобразом просто смешнее, чем, например, с комарами: ловушка строится из автомобильной камеры, в которую вставлена решетка от вентилятора. В планах приехать сюда на следующий год, но учитывая очень расслабленный характер местного населения, подписание меморандума может затянуться.
***
фото: Мария Орлова.