Честный сапожник, или Ремонт не нужен?
В мастерской по ремонту обуви на улице Комсомольской окон нет, пара стульев, стол, инструменты. На полу стоит обувь, которую принесли в починку. Амаяк Симонян смотрит на мои ботинки и пытается придумать способ надежно закрепить кнопку для шнурка. Решение нашлось, и я смотрю, как ловко мастер орудует иголкой.
— Получается, что у вас работа творческая?
— Однажды пришел ребенок с мамой ко мне в мастерскую и спрашивает: а что дядя тут делает, колдует? …С одной стороны, надо продумать технические детали, а с другой — включить фантазию. Недавно девушка принесла ботинки, у которых стерся протектор на подошве, а я приклеил новый из микропористой резины. Вырезал в точности как было. Получилось хорошо.
В этот момент заходит женщина с детскими зимними ботиночками с порванной пяткой и спрашивает: возьметесь? Симонян покрутил ботиночки и не отказал. А бывает, что говорит честно: лучше выбросить и купить новую пару.
— Иногда клиент настаивает, вот, вчера, к примеру, приходила женщина, ее муж просил прошить там, где это уже не поможет, я согласился, но предупредил, что не стоит. Я в профессии уже 24 года, уверен, что лучше сказать правду сразу, как есть, а человек пусть сам решает: ремонтировать или выбросить.
— Кто аккуратнее носит обувь, мужчины или женщины?
— Это от человека зависит. Некоторые чуть что бегут и просят сделать, а кто-то — как порвется совсем.
Дед Симоняна тоже ремонтировал обувь, а затем и дядя. Маленький Амаяк крутился у него в мастерской и со временем тоже овладел ремеслом. «Ничего сложного в этом нет, было бы желание. Чаще всего приходится экспериментировать. Недавно принесли ботинки с трещиной между слоями подошвы, которые ремонтировали в другой мастерской. Трещину подклеили, но не прошили. Я сделал по-своему, надеюсь, прослужит долго.
— Вы сапожник без сапог?
— До последнего обувь ношу, если честно, не делаю, пока промокать обувь не начнет.
— Кажется, что у вас тут не очень проходное место.
— Да так и не бывает, надо просто работать хорошо, тогда народ пойдет. Я на январские праздники уехал, у меня тут на двери номер моего телефона. Все это время народ звонил и ждал моего возвращения. До этого я работал на пригородном рынке, там сначала тоже раскрутиться пришлось. Но это был ларек, стоило зимой чуть печку выключить -спина через 2 минуты замерзала. Тут хорошая аренда и не так холодно. А вообще, легко нигде не бывает.
Пока мы разговаривали, Амаяк починил мне ботинки. Сказал, что сейчас обувь в ремонт стали сдавать чаще, особенно взрослую, -цены на новую растут, а качество, к сожалению, нет.
***
фото: Амаяк Симонян в своей мастерской.