Маршрутный лист для транспортной реформы
По всей видимости, стартовавшая в начале января транспортная реформа требует корректировки на ряде маршрутных направлений, вызвавших нарекания горожан, нуждается в дополнительном анализе и шлифовке схем пересадок с автобуса на автобус.
К организации пассажирских перевозок сейчас приковано внимание руководителей муниципалитета, сотрудников профильных подразделений администрации города, надзорных структур, профессиональных сообществ. За редким исключением, такого характера реформы гладко, безболезненно не проходят. Как, к примеру, в соседнем Eкатеринбурге, где подобная реорганизация поначалу вызвала у части жителей резко негативную реакцию, непонимание. Но у нас в этой чувствительной сфере сложились к 2024 году и особые обстоятельства.
Тюмень — единственный в РФ региональный центр, где на пятилетку вперед расписали рост стоимости проезда. Eжегодно -на один рубль, ни копейкой больше. Взвешенное решение, позволявшее властям и перевозчикам заблаговременно планировать профильные расходы. Прибавка щадящая, по карману не бьет, казне не в ущерб. Однако инфляция вышла за пределы ожидаемой. Последнее повышение на рубль — это всего три с небольшим процента плюсом к 2023-му году. Минимум вдвое меньше уровня официально зарегистрированной инфляции. А спросите-ка автотранспортников, насколько подорожали машины, запчасти, горючее.
Помимо того, бюджет обеспечивает бесплатный проезд пенсионерам, доля которых в населении лишь увеличивается. В заслугу ему и регулярное серьезное обновление автобусного парка ПАТП. Это заведомо не окупаемо. Впрочем, общественный транспорт в любом городе мира дотационный. Eго роль — обеспечить для как можно большего числа людей комфортабельный, доступный по стоимости сервис, чтобы снизить нагрузку и траты на дорожную сеть муниципалитета, уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Другой вопрос, насколько бюджет оказался готов к потяжелевшей транспортной ноше, каковы его фактические приоритеты в распределении средств, за счет чего и кого он намерен сэкономить.
На реформу наложился небывалый дефицит кадров в отрасли -прежде всего водителей. Труд тяжелый, нередко отнимающий 1415 часов в сутки. Эксперты исчисляют нехватку сотнями человек в целом по городу. Не преувеличивают. Так, только одно сравнительно небольшое предприятие, обслуживающее 84-й маршрут, в январе один из самых проблемных, «собравший» массу жалоб, оценивает недостаток кадров в 50 человек.
Реформа совпала с продолжительными залпами сильнейших морозов и снегопадов, которые обычно сами по себе сопровождаются сокращением выходов машин на линии и одновременным желанием существенного числа владельцев легковушек пересесть в автобусы. А тут еще перекройка-обрезка части маршрутов вкупе с непривычными схемами пересадок, нередко далеко не оптимальными стыковочными узлами. В часы пик многие автобусы оказывались переполненными сверх всякой меры, а на десятках остановок люди подолгу ожидали доступную для посадки машину.
Но, как известно, кто не делает ошибок, тот не делает ничего. Важно их учесть.
***
фото: