Вещи расскажут забытые истории
В музее советского быта «Наша история» открылась новая экспозиция, посвященная личным историям советских граждан.
Татьяна Латышева передала профессорский самовар, сапоги-чулки, учебник по минералогии сороковых годов и предложила старую мебель из хрущевки на Севастопольской, принадлежащей родне ее мужа, известного художника Александра Чемакина.
Отличный вместительный сервант немецкой работы из массива дерева, облицованный шпоном достойной породы. Огромный сундук. Гарнитур из трельяжа и двух прикроватных тумбочек. Стулья с огромными металлическими пружинами в сиденьях. И вместе со всем этим ворох мелочей, милых сердцу бывших хозяев.
Объемные и тяжеловесные предметы приобретены в шестидесятых годах в ГДР. Провели тихую неспешную жизнь с гарнизонным служащим военного аэропорта в Прибалтике, а после в Ивано-Франковске. После выхода хозяина на пенсию перекочевали в специальном железнодорожном контейнере в Тюмень. Новый адрес стал результатом тройного квартирного обмена. Тюмень выбрали из-за близости к родному Заводоуковскому району. Хозяин продолжил работу в наземных службах авиатранспортного предприятия. Хозяйка трудилась страховым агентом.
— Умопомрачительное соседство вещей, сохранность и полная комплектность предметов обстановки, что было причиной гордости семьи Чемакиных и демонстрировало их благосостояние, — вот что поразило меня! — рассказывает хозяйка музея Оксана Климерова.
Одна из историй, которую могут рассказать вещи, связана с послевоенным временем. Она о стремлении людей поскорее вернуться к обычной мирной жизни, наполненной житейскими радостями, о стремлении к красоте, обывательскому счастью, влюбленности, молодости и танцах. Платья, которые висят в музейном шкафу, могли надевать на праздники и, конечно же, на танцевальные площадки!
Eще не до конца восстановились товарно-денежные отношения, и зарплату на предприятиях выдавали «в натуральном виде». Мужу и жене, работавшим на предприятии железной дороги, выдали по мясорубке. Одну мясорубку жена обменяла на тюменской толкучке на изящное платье: из шелкового панбархата на шифоне. Муж поначалу сердился… Ведь можно было мешок муки выменять вместо платья. Но после — гордился красавицей-женой, обнимая ее за талию, прогуливаясь по деревянным тротуарам города.
Другое платье, из синего вискозного штапеля, явно «самосшитое». Особенный крой, широкий пояс, сборка на лифе, маленький кокетливый воротничок, выгоревшие фрагменты ткани на спине, плечах и подоле говорят о том, что платье было особенным. Eго хозяйка служила фельдшером в отдаленной деревне Ярковского района. Наверняка, приезжая в Тюмень по случаю, кружилась в этом нарядном платье под звуки вальсов.
Коренная тюменка Людмила Дрозд рассказывала о том, как ей приходилось искать брата-машиниста на танцплощадках, когда его вызывали на службу. По воспоминаниям она написала стихотворение «Послевоенные вальсы Тюмени». Текст и ноты подарила музею. Вот куплет из песни: «Только-только бои отгремели, и солдаты вернулись домой, зазвучали вальсы в Тюмени, их играл нам оркестр духовой. В понедельник — в саду «Шверник», в среду -в «Загородном», в «Городском», а в субботу «Спартак» и «Ленинск» зазывали всех на «Бостон».
Редкие книги о писателях, которые учителя использовали при подготовке уроков, и календарь охотника-рыболова за 1957 год передала Наталья Хозяинова, руководитель гербария Тюменского госуниверситета.
— Из семьи теплофизика Бориса Моисеева к нам попал самовар, -рассказала хозяйка музея. — А еще фанерный ящик из-под посылки с новогодними игрушками, их семья собирала с тридцатых до восьмидесятых годов. Часть этих игрушек на выставке, часть находится на реставрации. Борис Вениаминович проживал в доме, где находится магазин «Знание». Eго жена была знатной рукодельницей, у нас есть большая праздничная скатерть, которую она вышила на швейной машинке. А в предках у этой семьи первый директор тюменского медицинского училища Дмитрий Жуков. Eго считали очень хорошим врачом. В семье хранят память о нем, вырезки из газет и памятные вещи.
Любой житель города может передать экспонат в музей «Наша история». Дар оформят по всем правилам музейного хранения. Особенно ценно, если у вещи будет история, пусть даже самая простая, бытовая. Так, например, Ольга Ионова передала пятилитровый бидон:
— В него молоко брали из бочек! А уж потом, когда и мы, и дети выросли, мужчины за пивом ходили. Но и это был не очень длительный период. Потом на даче воду грели на печи. А потом в городе перед отключением воды набирали запас. Бидону лет сорок пять, не меньше.
***
фото: Оксана Климерова с подписанными прищепками из коммунальной квартиры;Елка в советском стиле.