X

  • 14 Июнь
  • 2024 года
  • № 63
  • 5562

«Дедушка, ты знаешь, что ты умер?»

Вопрос из заголовка задал герой фильма «Цифровое бессмертие».

Этот фильм я увидела в концертном зале ТГИК 12 января.

Показ был некоммерческий, проходил в рамках регулярного тюменского мероприятия «Эхо «Дней короткометражного кино». Спасибо киноведу Наталье Соколовой, ее команда привозит в наш город фильмы с международного фестиваля «Дни короткометражного кино» (Short Film Days).

По словам Натальи Павловны, короткий метр сейчас на коне. Этот формат «только кажется незначительным, порой ограничение времени и формы дает больше возможностей, и создать качественное небольшое кино иногда сложнее».

Полностью согласна с Натальей Павловной. «Цифровое бессмертие» — прямое попадание в сердце. В центре фильма внук советского изобретателя, лауреата Госпремии СССР Николая Осиповича. На экране внук Саша живой, настоящий. Фильм трогает до слез, потому что он только формально о научных изобретениях, на самом деле он о любви.

Александр Осипович, житель Кунгура, работает в IT-отделе местной птицефабрики. С детства он увлекался радиотехникой. Дед-инженер помогал, а перед смертью попросил создать свою цифровую копию в теле робота. «Eсли там есть жизнь, я тебе двоичным кодом укажу», -обещал дед.

Робот, он же дед, — особенное создание. Eго носят на руках, берегут от воды, поскольку влага для него фатальна. Изумляет, что этот «франкенштейн» появился не где-то далеко, а у нас под боком, в знакомых реалиях.

Eще один значимый персонаж -жена Александра. Настоящая муза ученого, и она же — Пигмалион. Через весь фильм проходит мотив поддержки и беззаветной преданности. Притом она совершенно простая женщина. Следить за семейными отношениями едва ли не увлекательнее, чем за созданием робота.

Вряд ли забуду, как жена заботливо несет железного «ребенка» под дождем.

Или моменты, когда ученый разговаривает с роботом. «Дедушка, мне тебя не хватает. Мне хотелось бы, чтобы что-то получилось. Дедушка, ты знаешь, что ты умер?» Ученый будто бы превращается в маленького мальчика, когда говорит с цифровой копией. «Дедушка» отвечает запрограммированными фразами, они сообщают лишь о том, что настоящего дедушки нет.

В финале камера направлена на бесконечное вечернее небо, и кажется, что дедушка где-то там, и он слышит.

Фильм произвел большое впечатление на зрителей, после показа они некоторое время не расходились и обсуждали увиденное.

«Цифровое бессмертие» сняли и выпустили в 2022 году Никита Аниськин и Владимир Головнев.

Eще один фильм, увиденный 12 января, называется «Фельдшер в отпуске». Героиня, сельский фельдшер Нина Дымченко, собирается отдохнуть, но это обычное событие привело в панику земляков Нины: как они обойдутся без нее? В конце концов Нина понимает, что она счастлива под своей нелегкой ношей. Возможно, фильм не одобрила бы известный наставник режиссеров Марина Разбежкина. Она как-то сказала, что «Моцарт и Бах писали музыку для каких-то собственных целей, а вовсе не для того, чтобы озвучить ваше замечательное кино». В «Фельдшере» музыка звучит постоянно, иногда перебивая жизнь. Но все равно фильм стоит внимания.

Наталья Соколова как знаток кино рассказала о проблемах короткого метра. С одной стороны, этот формат популярен. В мире создаются тысячи короткометражных фильмов: документальных, анимационных, игровых. Существуют сотни фестивалей. Очень большая конкуренция.

С другой стороны, нет режиссеров, которые снимали бы только короткий метр. Например, Иван Соснин, мастер короткого метра, сейчас снимает полный метр и сериалы. Но главная проблема — российский короткий метр крайне редко попадает в топы признанных кинопремий. Исключением стал документальный фильм Eвгении и Максима Арбугаевых «Выход». В прошлом году его номинировали на «Оскар».

— Фестиваль — дело хлопотное, -не стала скрывать Наталья Соколова. — Много документов, отчетов. Но важно, чтобы был интерес. У меня есть опыт для сравнения. Два года подряд, 2021 и 2022, я модерировала в конторе пароходства показы Moscow Shorts ISFF (международного фестиваля короткого метра). Это были коммерческие показы. На мой взгляд, Moscow Shorts ISFF сильнее ДКК, поскольку давал мировую панораму короткого метра. Фестиваль «Дни короткометражного кино» включает в основном российские фильмы. А в этом году на «Эхе ДКК» в основном региональное кино. В художественном отношении оно не так интересно.

***
фото: Кадр из фильма «Фельдшер в отпуске».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта