Легко начать, сложно остановиться
В воскресенье автогонщики вышли на лед озера Чемпионов, чтобы посоревноваться в первом этапе чемпионата Тюменской области по автомобильному спорту в дисциплине «ралли-спринт» на кубок СТО «Глушитель».
На первый этап заявились меньше 30 человек, но это и понятно, идет разогрев. Организаторы прогнозируют, что на последующих этапах людей будет больше — в прошлые годы в среднем было около сорока человек.
Из-за погоды соревнования переносили два раза.
— Лед у нас сегодня хороший, 55 сантиметров, но до этого нам вода не позволяла проводить этапы. Теплая погода, и из камыша давило воду. Сейчас толщина льда соответствует всем нормам, можно хоть на танке ездить. Вода под снегом была, сейчас замерзла, -говорит Михаил Помыткин, организатор соревнований.
В 11.00 я иду по льду, где организовали парковку для участников. Погоду можно описать двумя словами — очень холодно. Однако я вижу автомобили самые разные — от «жигулей» заднего при -вода до «субару». Многие пилоты вместе с механиками настраивают технику. Другие же тренируются, гоняют по трассе. Она замкнутая, состоит из набора правых, левых поворотов, даже шпильки есть, но они как бы растянутые, и хорошая прямая. Задействовано не все озеро, а только его часть. Машины то и дело заносит на поворотах. Например, такое случилось с автомобилем под номером десять, в котором были Марина Утусикова и ее штурман Дмитрий Балин. Техника забуксовала, выехать не получилось. Мужчины сразу бросились ее вытаскивать. Вытащи -ли успешно.
В 12.30 спортсменов созывают на брифинг.
— Трасса сегодня маленькая -2400 метров, поэтому едем в обе стороны. Формат ралли-спринта. Шесть прогонов. Сумма всего времени идет в зачет. Права на ошибку абсолютно нет ни у кого. По поводу классов — сейчас едут ребята на «гвоздях», на боевой резине, в классе «спорт» у нас четыре участника, в классе «абсолют» — шесть участников, — объясняет Михаил Помыткин.
После них уже поедут классы «задний привод», «передний привод», «полный привод», «автоледи».
Машины выстроились на старте. Взмах флагом — и поехал. Следующий. Очередь выстраивается большая. Перед стартом автомобилисты разогревают машины, наматывая небольшие круги на парковке. Холод влияет на резину, мотор и так далее. Они замерзают, из-за чего зацеп хуже, да и двигателю от этого не очень. Честно говоря, зрителям тоже было не очень, спасали только тепло машины и горячие термосы с чаем, кофе. Хотя желание высунуть нос и посмотреть на гонку все же перебарывает неудобство. И машины разгоняются так, что снежная пыль накрывает зрителей с головой.
Вообще автогонщики говорят, что гонка на время психологически сложнее, чем гонка против кого-то, ведь тут соперник невидим. К тому же все может пойти не по плану. Например, у «субару» N 5, за рулем которой был Руслан Худатов, резко открылся капот, из-за чего треснуло лобовое стекло, видимо, петли поломало от тряски на трассе по кочкам…
Уже опустилось солнце, а гонка все шла. Зрители уезжали. Оставались только самые стойкие и участницы класса «автоледи». Одна из них — Eлена Трещеткина. В ее семье все водители. Даже ее 12-летний сын уже ездит на «шестерке» в школе экстремального вождения «Ext drive72».
Eлена с детства мечтала попасть в автоспорт.
— Я изначально думала, что это великая каста, куда сложно попасть. Специально подготовленные машины от и до, люди особенные. По счастливой случайности я познакомилась с Михаилом Анатольевичем, руководителем школы экстремального вождения. Я к нему на урок записалась, он мне все показал, прокатил на своей «семерке». Мы начали общаться, и через пару недель он позвонил и сказал: «Через пару недель будут проходить соревнования твоего уровня». Я отвечаю: «У меня есть уровень?» Он мне: «Приезжай, будем ездить на «шестерке». «Я на механике не сидела уже лет девять, потому что после обучения села на автомат» -«Руки помнят, сядешь и поедешь». Так и вышло, — рассказывает Eлена.
С 2021 года она занимается автоспортом. Это ее третья зима. Поедет она на трассу на личном автомобиле ВАЗ-21, который называет «Тамара».
— Имя привязалось. Вообще после того, как я уже начала машину называть Тамарой, я посмотрела в документы. Предыдущая хозяйка у нее была Тамара, к сожалению, ее нет уже в живых. У меня еще есть «Барсик» — «хендэ солярис», — говорит Eлена. — Я читала, что за час за рулем расходуется около ста ккал. Но при экстремальном вождении — со стрессом, давлением, — намного больше прикладываешь и физических, и моральных усилий. С меня семь потов сходит, такое ощущение, что в спортзале поприседала часа два.
Были у нее и не самые приятные воспоминания, связанные с машиной.
— В 2009 году я ехала в машине на пассажирском сидении. Водитель вышел на обгон и врезался в другую машину. Я чуть спи -ну в ДТП не сломала. Было после этого страшно ездить, но я себя преодолела. Жестокими методами иногда сама выходила на обгон. В любом случае, чтобы преодолеть страх, нужно преодолеть ситуацию. Посмотреть страху в глаза, по-другому никак не получится, — вспоминает Eлена Трещеткина. — Движение — это жизнь. Я не представляю себя без машины.
По итогам заезда первые места распределились следующим образом: «спорт» — Денис Кузнецов, «абсолют», «полный привод» — Даниил Казаков, «передний привод» -Анатолий Серебрянский, «задний привод» — Ярослав Eвсеев, «автоледи» — Eвгения Щетинина, в командном зачете победила «Ext drive72». Eлена приехала третьей.
На следующем этапе, 20 января, организаторы обещают задействовать все озеро.
***
фото: Спортсмены из Тюмени — водитель Марина Утусикова и штурман Дмитрий Балин — во время тренировки сошли с трассы.;Спортсмены из Тюмени — водитель Марина Утусикова и штурман Дмитрий Балин — во время тренировки сошли с трассы.