X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Покупателем быть интересно

Одна вывеска сменяет другую. Были «Гастроном», «Продукты», «Хлеб», «Промтовары», появились магазины с именами, потом вместо них — сетевые.

Мы решили поговорить о торговых именах и о переменах в тюменской торговой сфере с директором департамента потребительского рынка администрации города Eленой Eреминой.

— Когда в Тюмени появились именные магазины и почему?

— Был такой период в девяностых годах, когда менялась система управления государством, а заодно и система торговли и сервиса.

Тогда вместо обычной парикмахерской появлялся салон красоты, вместо ателье — швейный салон. И каждый из них получал свое имя.

— Вы помните, как они назывались?

— «Людмила», «Татьяна», «Ольга»… Наверное, по этому же пути пошли владельцы объектов торговли.

— Когда появляется имя, то происходит некоторая персонификация?

— Я полагаю, что именно так мыслили собственники этих объектов. Не шла речь о том, что нужно как-то развивать свой бизнес или конкурировать. Поле-то было неконкурентным: очень мало объектов сервиса. Но казалось, что собственник, давая объекту имя, гарантирует качество.

После того, как магазины обрели имена, не сразу, но постепенно они начали как-то по-другому бороться за товар, за ассортимент и обслуживание.

— У вас есть личное воспоминание, связанное с тем периодом торговли?

— Eстественно, я опираюсь на личные воспоминания. Сейчас эти воспоминания проходят через призму профессионального опыта, который я получила уже в нулевые годы, когда пришла работать в сфере муниципального управления. Eстественно, оцениваю работу предприятий, оглядываясь назад, вспоминая, как это происходило.

Например, еще живы магазины сети «Тамара»…

— Я помню, как Николай Сорокин ее организовал, и она была действительно популярна.

— Очень популярна. Вкусная гастрономическая продукция, свежие салаты, великолепная выпечка, бесподобные торты. Отмечу: то, что отработали «именные магазинчики», подхватил сетевой ритейл. И мы получили в ритейле предложения широчайшего ассортимента салатов, гастрономических изысков, нарезки, сыров, кондитерских изделий, свежей выпечки. Одно время у нас была сеть магазинов «Пчелка», там жарили кур. Вот только заходишь в магазин, на тебя пахнул запах жареной курочки, которая там на гриле, и эту курицу очень активно покупали. Подобного рода новшества перехватывал ритейл.

Постепенно произошло преломление: в борьбе за ассортимент и качество продукции ритейл перешел к цене. И появилась уже собственная торговая марка. Продукция может быть от любого поставщика, но на полки поступает под брендом той или иной торговой сети. Причем цена бренда -самая низкая на полке данной категории товаров.

— То есть производитель начал встраиваться в систему персонификации?

— Да. Ритейл начал встраиваться и захватил те наработки, за счет которых персонифицировались именные магазины и салоны. Ну, по крайней мере, я так это оцениваю.

Сейчас идет развитие категории товаров СТМ (собственная торговая марка). Это товары с самой низкой ценой. Появились магазины «Светофор» и подобные, где товар подан непривлекательно, как на складе, но он, как правило, неплохого качества и по небольшой цене.

— Позвольте параллель. Я видел странный книжный магазин в Брюсселе, где книги лежали пачками на полу, но какие там были альбомы художественные! Шедевры мирового уровня. Среди этих стопок ходишь и просто наслаждаешься тем, что это существует.

— Ваша параллель абсолютно точна. В магазинах группы «Светофор» на полу могут быть положены палеты, стоять ящики с соками, контейнеры с колбасой под охлаждением. И мы понимаем прекрасно, что такая же колбаса, ну или вакуумированная салями, или грудинка, на торговой полке будет стоить значительно дороже. То есть сами условия продажи и сам сервис забирают определенного рода средства.

— Eсли мы оглянемся, мы же увидим, что количество именных магазинов сократилось.

— Я помню только три. «Тамара», «Ирина», «Саша». Все, пожалуй. Теперь другой подход: образные названия, которые могут привлекать покупателя. Например, открылась столовая «МыЖеНаТы». Хозяйствующий субъект, который ее открыл, оказывал раньше услуги сотрудникам силовых структур, кормил пожарных, полицейских и т.п.

Когда мы с коллегами стали разбирать название, то хором захохотали, потому что все прочитали: «Мы же на ты». Такая игра слов. Коммуникационный крючок. Подобного рода поиск происходит на рынке всегда.

Почему? Потому что товары и услуги стали широко распространены и доступны. И качество конкурентное. Тюмень, являясь областной столицей, сформировала у потребителя завышенные требования к повседневной жизни. Современный бизнес, что в сфере общественного питания, что в бытовом обслуживании, что в сфере торговли, всегда работает по высшему стандарту. И потребитель воспринимает это как само собой разумеющееся. В результате увеличивается нагрузка на бизнес, но в то же время формируется культура бытия. Сейчас тюменцы стремятся совершать покупки в более комфортных условиях, в крупных торговых центрах, где есть комплекс услуг. Тут мне должно быть хорошо, тут будут под присмотром и развлекутся мои дети, тут жена сходит в салон красоты, а я посмотрю интересующие меня технические новинки — в общем, каждый член семьи получает в ТЦ свою порцию удовольствия.

— Значит движемся в сторону ТРЦ?

— Движемся на маркетплейсы. Это огромнейшие интернет-площадки, где собственник, агрегатор, скажем так, предлагает различным продавцам и покупателям встретиться. Виртуальное пространство, где с минимальными издержками можно найти и купить товар. Но активное развитие маркетплейсов и растущий объем виртуальных продаж связаны с тем, что мы не утратили существующие в режиме реального времени объекты, где можно примерить купленные онлайн обувь и одежду, рассмотреть и пощупать товар.

Я пока не готова прогнозировать, и мне достаточно сложно оценить эти тенденции.

— Как вы считаете: старинная марксовская формула «деньги-товар-деньги», трансформируясь, продолжает жить?

— Да она и живет. Время становится товаром, услуга становится товаром, очень много дополнительных интеграций в этой цепочке. Можно рассуждать о разных аспектах этого процесса, но он сам по себе неизбежен.

— Да, но мы все его исследуем на практике, отбирая себе: вот сюда я хожу, а сюда я не хожу, правда?

— Совершенно верно. Мне нравится совершать покупки, когда я могу прийти, посмотреть, потрогать, выбрать. Даже разглядывание витрин доставляет мне большое удовольствие. Создается настроение. Например, елочные игрушки каждый год покупаю в ЦУМе, я представить не могу, что буду покупать их на Wildberries.

— Или в соседней булочной.

— А в булочную я тоже с удовольствием захожу. Куплю одно пирожное, а посмотрю на двадцать. В голове кручу, кручу: есть не буду, калории лишние, а взглядом все объяла, и мне так хорошо…

Курьер

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта