Вертолет, «Катюша» и искусственная кровь
Здание второй больницы наполнилось шумом, беготней и пением.
Это десятиклассники школы N 15 учились оказывать первую помощь.
Обучение девушек основам тактической медицины и оказания первой помощи продолжалось в ОКБ N 2 пять дней. Юноши в это время занимались строевой подготовкой в детских лагерях, тоже в рамках НВП.
Во время заключительного занятия в больнице 19 января школьницы разделились на группы, у каждой было свое задание — «легенда». Кто-то играл пациента, кто-то — врача.
Задания сложные, скорость большая. Ситуации приближены к реальным: необходимо как можно быстрее перенести раненого из опасной зоны и постараться сделать так, чтобы спасатели не пострадали. Группы бегали с носилками по конференц-залу, горланя «Катюшу». Иногда раздавался позывной «Вертолет!», тогда следовало ускориться.
Девушки ловко жонглировали терминами, звучали «тампонада», «красная зона», «зеленая зона». И ведь многие из учениц никогда прежде не изучали тактическую медицину, они усвоили знания всего лишь за пять дней. Судя по заключительному занятию, некоторые уже готовы стать помощниками врачей.
Организовал эти курсы Антон Терехин, заместитель главного врача по экстренной медицинской помощи и инновациям ОКБ N 2, депутат Тюменской городской Думы, руководитель социального проекта «Краски жизни 72».
— Это не профильный медицинский класс, это обычные дети из обычной школы, — пояснил Антон Владиславович. — Наша основная задача — показать, что такое первая помощь. На мой взгляд, старшеклассники должны уметь оказывать первую помощь, это может пригодиться их близкому или прохожему. Сверх того, у меня есть задача заинтересовать медициной как можно больше людей, чтобы как можно больше людей пришли в медицинские учреждения, вузы. Неважно кем — медицинскими сестрами или врачами.
— Говорят, произвела впечатление сердечно-легочная реанимация, почему?
— Она всегда будет интересна, потому что наши манекены показывают правильность выполнения. У нас есть информативные манекены для приема Геймлиха: его выполняют, когда человек подавился. Наверно, детям это нравится. Понятно, бинты вязать не так интересно. Но для работы с кровотечениями у нас есть искусственная кровь — и тренировка сразу становится похожа на реальную жизнь, это цепляет. Думаю, если бы мы только прочитали лекции, это было бы тоже хорошо, но пятидневная практика более действенна.
Алена Зенкова учится в филологическом классе, но манерой речи напоминает не словесника, а медсестру из советского фильма про войну. Ощущение, что школьникам пришлось повзрослеть за эти пять дней.
— Мы делали повязку на голову, потом у нас было ранение в голень с обильным кровотечением, также мы делали тампонаду при травматической ампутации пальца, потом переносили пострадавшую до вертолета, чтобы доставить в госпиталь.
— Тампонада многим понравилась. А вам?
— Мне больше понравилась тампонада не сейчас, а на одном из первых уроков на манекене. Это было сложно, потому что нужно передавить артерию, забить все бинтом, это было немного страшно сначала. Но после интересно, и ты понимаешь, что сможешь помочь человеку в случае чего. Тампонаду необученный человек правильно не сделает.
Инструктор Анастасия Данилова, травматолог-ортопед ОКБ N 2, волонтер социального проекта «Краски жизни 72», все делает очень быстро: быстро говорит, двигается. «Eсть недочеты, зал бы нам более приспособленный, но с другой стороны, это ближе к полевым условиям. Проход в двери похож на ситуацию, когда нужно из окопов вылезать».
— Мы первый раз столкнулись с задачей научить школьников, — рассказала Анастасия Васильевна. — Раньше учили только военнослужащих. Большинство понимают, зачем пришли. Некоторые говорят: «Мы хотим в медицину, нам это нужно». Кто-то говорит: «Я поеду на СВО санитаром». Подходят, задают вопросы. Ажиотаж есть, искра в глазах. Думаю, это не последнее наше занятие. Я считаю, что возобновятся нормальные уроки ОБЖ с наложением жгутов, с кровью, с ранами. Мы изучали, как работают настоящие военные на поле боя. Девочки действительно эвакуировали пострадавшего, оценивали состояние, в сознании ли он, есть ли дыхание — все как в жизни.
— А пели они по своей инициативе?
— Девчонки спросили: «Петь можно?». Конечно, можно.
— Все делалось на очень высокой скорости, это тоже имитация реальных условий?
— Да, мы специально торопим. У нас есть две минуты на то, две на это. Военные работают быстро, четко, слаженно. У них все на автомате, все отработано. И мы учим так же. Нет времени на промашки: каждая минута жизни дорога, чем скорее вы окажете помощь, тем больше шансов спасти пострадавшего. Eсть 60 золотых минут, когда 90-процентная выживаемость, в эти рамки мы и должны вписаться.
***
фото: Десятиклассницы школы N 15 учатся оказывать первую помощь.