Мастер и Маргарита без масок
Спектакль «Мастер и Маргарита» — один из самых популярных в городе. Билеты раскупают за несколько месяцев.
Это одна из самых дорогих в истории Тюменского театра кукол постановок: она обошлась в три миллиона рублей.
Каждую постановку и экранизацию «Мастера и Маргариты» сопровождают мистические совпадения, об этом любят рассказывать сами постановщики. Но главная сложность не в мистике, а в насыщенности повествования, которое очень сложно уложить в ограниченное время. Режиссер Наталья Явныч и художник-постановщик Eлена Волкова уложились в четыре часа.
Трагедия — фарс — драма — бурлеск — ужас — комедия — романтика. Сценография решена в четырех цветах: черный, красный, белый, серый. Зритель не остается наедине с собой, постоянно чувствует динамику и то смеется от души, то плачет. Мастера костюмов и бутафории, кажется, превзошли себя. Каждая маска несет смысловую нагрузку. Разгадка проста — это уже не люди, это функции, винтики системы. Лишь на Мастере и Маргарите нет масок, они сразу настоящие.
Понтия Пилата и Воланда играет один актер — Юрий Лободенко. Нам дают понять: зло, зародившееся две тысячи лет назад, находит свое абсолютное воплощение в Москве 1937 года. Правда, римский прокуратор в конце концов освобождается от своей маски-роли.
— Мы стараемся исследовать человека, и у нас нет задачи разделить мир на добро и зло, поэтому нет темы бога и дьявола. У нас рай и ад внутри каждого человека, — пояснила Наталья Явныч.
Как вы могли догадаться, Иешуа Га-Ноцри и Мастера тоже воплощает, и очень талантливо, один актер — Александр Ганичев.
Вряд ли Анна Ганичева могла предположить, что когда-нибудь сыграет в театре кукол Маргариту. Результат впечатляющий.
Сцена с обнажением Маргариты сделана ярко и в то же время деликатно.
— Она сошла с ума в тоске по любимому человеку и была готова на все, чтобы спасти его. Маргарита совершает полет в пограничном состоянии, и все, что дальше, происходит наяву для нее, — пояснила актриса.
Идея сумасшедшего дома и таящихся там истинных ценностей пронизывает действие. А может, сумасшедший весь остальной мир, а заключенные в палате поэт Бездомный и Мастер как раз нормальные?
Вечеринка МАССОЛИТа недвусмысленно показывает, кому эти малоталантливые и малозначительные господа-товарищи продали душу за осетрину и шампанское. Здесь внимательный зритель разглядит меню: «Стейки из собрата по творчеству», «Сердце гения в маринаде из сплетен», «Отбивная из драматурга».
Хорошо знакомые с творчеством Михаила Булгакова между строк прочитают горечь творца, его трагедию. Писателя травили, его пьесы изымали из репертуара, произведения не публиковали. Булгаков написал пьесу «Батум» о революционном пути Сталина, рассчитывая переломить ситуацию в своей карьере. Возможно, этим он изменил себе. Не прошло и полугода после отказа в постановке «Батума», как Михаил Булгаков умер.
Нет сомнения, в Мастере автор прописал свою трагическую фигуру. В тюменской постановке одна из самых сильных сцен — сжигание рукописи. А избиение Мастера на Лубянке выглядит столь натуралистично, что замирает сердце.
Коровьев с Геллой развлекаются в нехорошей квартирке, донося по телефону и хохоча. На заднем плане видна фигура в военной форме, слышится выстрел, и в списке фамилий, бегущих строкой, появляется кровавый прочерк. Один, второй, третий…
В коммунальной квартире велосипед на ходу с унитазом вместо сидения. Старуха с огромным ухом подслушивает под дверью. Безумная домохозяйка варит в кастрюле голову Берлиоза.
Аннушка, безумная женщина с редкими зубами, одета в кумачовую юбку.
Цвет тоже играет свою роль в спектакле. Красный — цвет знамени и крови, символ большого террора.
А крест — это не только христианский символ, это еще и перечеркнутая рукопись, перечеркнутая жизнь.
Финал спектакля хорош. Каждый получает по вере своей.
***
фото: Кот Бегемот, Коровьев, Гелла и Азазелло;На балу у Сатаны;Дамы на представлении Воланда.