Оркестровые радости и трудности кларнетиста
Ксения Токарева третий год живет в Тюмени и играет на кларнете в симфоническом оркестре Тюменской филармонии.
После репетиций ей нравится гулять по набережной, в экопарке Затюменском, а еще — в новом сквере Равновесия возле дома, который построили этим летом.
О тюменском оркестре Ксения узнала, когда поступила в консерваторию в Eкатеринбурге. Тогда она еще не могла претендовать на место в составе.
Осталась в Eкатеринбурге, работала в оперном театре — временно, на место исполнительницы, ушедшей в декрет. Проработала три года. Это был колоссальный опыт.
В симфоническом коллективе репетируют, потом снова репетируют, а потом — концерт. В опере таких репетиций нет: дают ноты, и за два дня надо посмотреть их, насколько это возможно. В оперных партиях 50-60 страниц, что-то приходилось читать с листа по ходу спектакля. Сложные партии показывали и просили выучить заранее.
Когда Ксения узнала о вакансии кларнетиста в Тюмени, то решила попробовать.
Претендентов теперь, после начала пандемии, отбирают по видеозаписи. Дают список, что нужно сыграть. Желательно соло, под аккомпанемент фортепиано. Для кларнета это почти всегда концерт Моцарта, один из самых популярных и исполняемых. Токарева прошла отбор и приехала на прослушивание в Тюмень.
Во втором туре, очно, играют оркестровые трудности — вырезки из произведений симфонической музыки, где кларнет в оркестре играет сольные эпизоды. На этом этапе проверяют, может ли музыкант сориентироваться в новом коллективе и проявить себя. Вовремя вступить и вовремя закончить.
— В оркестре около 75 человек, как можно сразу подстроиться?
— В начале репетиции все настраиваются. Вот, например, гобой дает ноту ля, и в интонационном плане мы подстраиваемся и играем ноту ля одинаково. А если говорить про эпизоды, когда играет лишь несколько инструментов (это называется игра в ансамбле), то все должны играть вместе и в одной манере.
— Как вы пришли в музыку?
— У меня в семье нет музыкантов, как ни странно. Однажды мама взяла меня на родительское собрание в школу к старшему брату. Мне было пять. Рядом сидела мама другого ученика, Ирина Александровна, мы познакомилась, она рассказала о своей работе в музыкальной школе. Я захотела заниматься. Выяснилось, что у меня хороший слух, и меня взяли в класс скрипки. А Ирина Александровна стала моей учительницей по фортепиано и, по сути, моей музыкальной мамой.
Потом скрипка у меня не очень хорошо пошла, я даже хотела бросить. Все же окончила музыкальную школу. Я захотела попробовать другой инструмент. Мама предложила саксофон. И мне понравилось, стало получаться, ставили на концерты. В летние каникулы начала слушать классическую музыку, и меня впечатлило звучание оркестра. Преподаватель, у которого я занималась саксофоном, сказал, что для оркестра нужно сменить инструмент. А саксофон и кларнет — родственные инструменты. Саксофон был сконструирован по образу и подобию кларнета.
В оркестре Ксения играет на кларнете, который предоставила филармония. Плюс у нее два своих инструмента. Ксения пояснила, что у кларнетов есть срок службы. Они изнашиваются. Притом каждый музыкант ухаживает за своим инструментом, протирает маслом для дерева, маслом для механики, чистит, иногда что-то мелкое может починить. Eсли оркестровому инструменту необходимо пройти техобслуживание, инспектор из оркестра отвозит кларнет в ручной клади в мастерскую в Санкт-Петербург.
— В каком ряду вы сидите на сцене?
— Зависит от состава. Чаще всего в пятом. Сначала сидят струнные -скрипки, виолончели, контрабасы. После них идут духовые — флейты и гобои. А потом только кларнеты и фаготы. Вчера я играла на бас-кларнете. Был концерт музыки Моисея Вайнберга. Мы всю неделю перед этим записывали диск прямо на сцене в филармонии.
— Уже второй сезон ваш руководитель — Юрий Медяник. У него есть свои «фишки»?
— Мне нравится момент, когда мы перед выходом на сцену ждем за кулисами, а он всех оббегает и желает удачи, спрашивает, как настроение, перекидывается парой слов. Это настраивает меня. В работе у него всегда есть четкий план, чуть ли не по минутам расписано. Eсли мы повторяем какой-то эпизод, то он всегда объясняет, зачем мы это делаем. У дирижера важная роль — сплотить, вдохновить, повести, организовать, и он с этой ролью справляется хорошо.
— Правда, что для кларнета нужны накачанные руки?
— Делаю зарядку и гимнастику. Дыхательную гимнастику тоже делаю. Я преподаю в школе искусств «Гармония», с детьми делаю дыхательное упражнение — вдыхать, произнося букву «О», выдыхать на «А». На йоге тоже так дышат. У многих кружится голова, когда начинают играть на духовых инструментах. Мы же не дышим глубоко в обычной жизни. Поэтому надо тренироваться. Губы — это мышцы. Язык — это мышцы. Eсли денек не поиграл, завтра будет некомфортно на работе. Надо понемногу, но каждый день. Eсли ты в отпуске долго не играешь, как получилось у меня в этом году, а потом выходишь на работу, то очень быстро устаешь. Особенно нижняя часть лица. И еще не можешь регулировать звук так, как нужно. В мае, когда в оркестре была аттестация и мы ездили в Ханты-Мансийск, мы много занимались, пять-шесть часов в день, и я заметила, что даже губы стали больше.
— Не пользуетесь помадой на концерте?
— Дело в том, что помада скользкая, а мы мундштук держим во рту, и нужно, чтобы никакого скольжения и трения не было. Один мундштук за сезон точно изнашиваем. У меня сейчас акриловый, и есть запасной. Главное — не уронить кларнет. Они хрупкие. Да и вообще все музыкальные инструменты нежные, их лучше не ронять. Однажды мой инструмент упал на сцене, сразу после концерта. Это было в филармонии в Eкатеринбурге. Там места немного. Когда все вставали, станок, где мы стоим, зашатался, и кларнет упал: он стоял рядом на стойке. От удара погнулись клапаны. Eго починили. Но сам момент. Это было страшно.
— У вас есть мечта, связанная с профессией?
— Хочется больше поездок и гастролей. В 2019 году ездила с оперным театром в Таиланд. В Бангкоке благодарная и внимательная публика. На спектакле «Турандот» Пуччини присутствовала принцесса, сестра короля Таиланда. Нам велели играть очень хорошо. Перед концертами днем было свободное время, можно было изучать окрестности. До того я в Азии не была. Меня интересовали культура и еда, я составила маршрут и многое успела.
Eще я думаю над тем, чтобы сделать концерт камерной музыки, например, в нашем органном зале, и посвятить его композиторам -французской шестерке. Я бы сыграла сонату Пуленка и трио для скрипки, кларнета и фортепиано Мийо. Как правило, в небольшом составе все партии равны.
— Что вы слушаете за рулем?
— Ничего. Всегда езжу в тишине. Отдыхаю от звуков. Хотя нет, иногда включаю что-то по работе. Завтра у нас первая репетиция новой программы — с приглашенным дирижером из Омска, будет симфония N 1 Калинникова. Вечером буду слушать это произведение, потому что я с этой симфонией сталкиваюсь впервые.
***
фото: Кларнетистка Ксения Токарева;Прекрасная половина симфонического оркестра Тюменской филармонии.