Ведь так не бывает на свете
Син Кенсук. Пожалуйста, позаботься о маме. Центрполиграф, 2012 г.
«Для тебя мама всегда оставалась мамой. Тебе никогда не приходило в голову, что когда-то она тоже делала первые шаги, а потом ей тоже
исполнялось три, двенадцать, двадцать лет» — на этих строках слезы сами наворачиваются на глаза, сколько раз их ни перечитывай.
Растрогать меня несложно: счастливый или, напротив, грустный финал, особо пронзительная сцена, гибель полюбившегося персонажа — и вот уже приходится искать носовой платок, которого никогда не оказывается под рукой в нужный момент. Но эта книга — нечто особенное. Может быть, потому, что ее героиня, сельская жительница из Кореи, слишком похожа на мою маму.
Пак Соньо, уже немолодая женщина с подорванным здоровьем, потерялась в Сеульском метро — ее муж шагнул в вагон, а она не успела, осталась на станции. Когда он это заметил и вернулся, было уже поздно: женщины и след простыл. В панике муж и взрослые дети Пак Соньо лихорадочно мечутся по городу, ищут ее, обвиняя в случившемся каждый себя и друг друга. И вспоминают, как она жила, как заботилась обо всей семье и тяжело трудилась, даже не имея времени сменить пропотевший платок, но о ней самой, о ее мечтах и проблемах им было почти нечего сказать. Даже о том, что она перенесла инсульт и после этого страдала тяжелыми головными болями и провалами в памяти, знали не все. С горечью дети понимают, что совсем не знали маму, а теперь уже поздно что-то исправить, сказать недосказанное, попросить прощения.
Книга написана «от второго лица»: «ты» — это и дочь Пак Соньо, и сын, и муж… и читатель. От первого лица говорит только сама она, наконец найдя свое «я». Но чтобы его найти, ей пришлось потерять рассудок. Не слишком ли дорогая плата?
Пак Соньо так и не вернулась в тот дом, где прожила почти всю жизнь — она была просто не в силах. «Я прожила в этой семье более пятидесяти лет, а теперь, пожалуйста, отпустите меня». Перед глазами снова все расплывается -на этот раз от мысли: даже если бы она вернулась, хватило бы детям и мужу этой встряски, чтобы все пошло по-другому? А хватит ли нам этой книги, чтобы вести себя иначе?
***
фото: