Тура: половодье в маловодье
Специалисты не видят предпосылок прихода сильного паводка, разрушительной воды. Половодье зависит от множества природных и иных факторов, как они сойдутся в промежутке времени — предсказать за пару месяцев до вскрытия реки чрезвычайно сложно.
Но лучше предусмотреть самый напряженный сценарий развития событий.
Распоряжение о противопаводковых мероприятиях глава города Руслан Кухарук подписал еще на прошлой неделе. Документ напомнил руководителям управ о необходимости быть готовыми к экстренным работам по усилению устойчивости водозаградительных дамб. Их протяженность в границах муниципалитета составляет около 30 километров. Из них свыше половины — в Ленинском округе. Напомним, что большинство насыпаны в советское время. Хозспособом, на глазок — без четких проектных расчетов. За ними, земляными, глаз да глаз нужен.
— Состояние гидросооружений обследуем ежегодно. Предстоит очередная проверка с представителями профильного департамента правительства области, Нижне-Обского бассейнового водного управления, МЧС, обслуживающих организаций. Каждая дамба имеет декларацию безопасности, предусматривающую в числе прочего запас глины, мешков для набивки песком, полиэтиленовой пленки, шанцевого инструмента, других материалов для быстрого восстановления цельности конструкции. На территории Калининского округа проведем командно-штабные учения, — рассказывает Дмитрий Безгодов, главный специалист департамента безопасности жизнедеятельности.
Компания, специализирующаяся на разработке гидротехнических проектов, в рамках бюджетных контрактов обследует дамбы, нуждающиеся в реконструкции, готовит инженерную документацию. К примеру, один из объектов, попавших в поле пристального внимания, находится в районе Лесобазы.
Ниже всякого уровня
И обычным горожанам, и облеченным властью, и предпринимателям, чей бизнес непосредственно связан с речными перевозками либо зависим от них, не терпится знать, насколько разольется Тура. Однако в начале февраля никто не осмелится дать определенный прогноз. Более-менее ясно станет примерно через полтора месяца. «Детальную информацию, рекомендации Гидрометцентр предоставит нам весной», — подтверждает Дмитрий Безгодов.
Кажется, большую воду сулят нам обильные снега, выпавшие в районах Тюменской и Свердловской областей, где протекает Тура, где ее притоки. Увы, не гарантируют. Толщину снежного покрова способна намного уменьшить ветреная погода с продолжительным чередованием холодных ночей и относительно теплых дней. Тогда, если февраль-март на осадки окажутся скупы, снег вымерзнет, влага улетучится. И даже при хорошей сохранности толщи нет резона предполагать непременное образование бурных потоков, устремляющихся к руслу реки и переполняющих ее. Тут прослеживается зависимость не только от колебаний температуры, но и от величины промерзания верхнего слоя земли, ее влажности, уровня грунтовых вод (а он низкий).
— Земля сухая. Она способна вобрать в себя огромные массы талой воды. Грунтовые же ушли в глубины. Мои соседи по даче на берегу Туры жалуются: уже два года колодцы безводные. Приятель недоумевает: всегда на его участке по Салаирскому тракту воды было вдоволь, теперь поливать грядки нечем. Подобных примеров можно привести сотни, — констатирует эколог-общественник Альберт Фахрутдинов.
Между тем сама Тура, предыдущим летом обнажившая дно на 10-20 метров на обоих берегах, по-прежнему до обидного скудна своими потоками. Заполнить ее до краешков природе непросто. Вот свежайший замер тюменского гидропоста: минус 51 сантиметр над нулевым уровнем (условной горизонтальной поверхностью, служащей началом отсчета). Почти столько же, сколько и в конце января прошлого года. То есть планка пока держится на минимально зафиксированном за время наблюдений уровне.
Для выхода на пойму, ухода в вольный разлив Туре надо подняться на восемь с половиной метров от нулевого уровня. Чтобы подтопить низменные территории с жилыми постройками и потребовать эвакуации тысяч людей — еще на метр выше. Последнее всем памятное наводнение случилось в 2016 году (пиковая отметка 868 сантиметров). Вероятно, самое разрушительное, исходя из сохранившихся документальных свидетельств, -весной 1979 года. В прошлом же мае уровень был, напротив, рекордно низким, а летом река, как эмоционально выразилась читательница «Тюменского курьера» Клавдия Добрынина, «вовсе превратилась в речушку, и от судоходства осталось мокрое пятно».
Впереди — «речушка»?
Как известно, все в природе циклично. Периоды умеренного и резкого похолодания чередуются с периодами потепления, порой довольно мощного. Время циклов, малых, средних и больших, исчисляется от сотен лет до миллионов. Аналогичные процессы идут в речном мире. На их динамику, длительность влияют самые разные факторы, начиная с космических. В их числе солнечная активность, пик которой мы сейчас испытываем на себе, утверждает глава института наук о Земле Тюменского госуниверситета Виталий Хорошавин. Чем выше активность (а нынешнее бурление светила — тоже из ряда вон), тем ниже уровень воды (хотя, заметим, есть ведь и обратные примеры). Большинство ученых указывают на тесную взаимосвязь меняющегося глобального климата с паводковыми и засушливыми явлениями в том или ином регионе планеты.
Для гидролога, заслуженного эколога России Марии Мартынчук цикличность рек — аксиома. Она руководила областным управлением Росприроднадзора, около двух десятков лет возглавляла ключевое подразделение Нижне-Обского бассейнового водного управления. Эту тему она много лет анализировала, имея в распоряжении результаты наблюдений за поведением Туры с 1896 года.
— Мы видим колебания на протяжении малых и сравнительно длительных промежутков времени. Можем предполагать циклы, длящиеся долгие десятки лет, а то и значительно больше. Внутри них неровно: то скачки, то падения, но в целом тренд выдерживается. Предыдущий век для Туры был, как я вижу, преимущественно периодом многоводья. Вместе с тем уровневые провалы, и еще какие, случались. В 1907 году, в первые послевоенные годы Тура страшно мелела. Так что на фоне ХХ века 2023 год не самый-самый худший, а один из худших. Поэтому не стоит паниковать и кричать о конце света нашего — Туры, — приводит успокоительные аргументы Мария Мартынчук.
— Другое дело — картина XXI века, — продолжает она. — Eсть основания думать о наступившем многолетнем цикле маловодия. Вряд ли он завтра прекратится. На определенные мысли наводит статистика первой четверти столетия и последние годы в частности. Eстественно, амплитудные колебания, сопровождающиеся всплесками, наблюдаются, но кривая в целом-среднем идет на понижение. Следовательно, надо быть к этому готовыми и, наверное, искать оптимальные решения для искусственного удержания приемлемого уровня воды в границах Тюмени.
Затянувшееся маловодие ведет к повышению концентрации в реке вредных веществ, увеличению затрат на очистку и забор воды, резкому сокращению объема и качества биоресурсов, к ограничению судоходства, если не его свертыванию на некоторых участках. Это тема уже для отдельного разговора. Мы к нему вернемся.
***
фото: Помогут ли большие снега вернуть реку в большое судоходство?;Когда Тура разливается, ограничительные знаки не работают;График уровня воды.