X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Кажется, мы ее теряем

Судьба музея «Царская пристань» не внушает оптимизма

Вниз по улице Пристанской мимо гаражей и строений промзоны до улицы Госпаровской. Под номером 3, за воротами, в глубине участка вижу дом, заплетенный диким виноградом.

Двухэтажное здание с наружной металлической лестницей (современное дополнение в общую внешнюю архитектуру дома, как и измененный фасад), архитектурный стиль которого уже сложно угадывается — «Правление товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли 1898 г.». В настоящее время — частный музей «Царская пристань», картинная галерея и реставрационные мастерские.

Тыльная сторона здания сохранила первозданный вид, за исключением балкона второго этажа. Сквозь обвалившуюся штукатурку салатового цвета видны ячейки дранки. Дальше и вниз — полуразрушенные ступени к Туре. Толстые канаты, старые якоря и шпалы — этим артефактам более ста лет.

Дом с уникальной историей, гнездо угасшего купеческого рода Игнатовых, глава которого, уроженец Белевского уезда Тульской губернии, купец первой гильдии Иван Игнатов, прямых потомков, к сожалению, не оставил, хотя представители побочной ветви рода живут в Челябинске. В этом доме любого накрывает одеяло коллективной генетической памяти, и того, кто в том не признается, тоже. В нем когда-то жил писатель Михаил Михайлович Пришвин, племянник Игнатова, изгнанный за дерзость из Eлецкой гимназии «с волчьим билетом»…

Катя Христозова и из архива Натальи Косполовой

«Так я оказался в нелепом, похожем на корабль доме, выстроенном Игнатовым на берегу Туры, где располагалось правление пароходства…» «На большом столе посредине стояла целая бочка с икрой, обложенная кедровыми шишками и потом дальше аршинными навагами, осетрами, стерлядями, нельмами; там дымились горячие пельмени; из кедровых темно-зеленых веток выглядывали бутылки…», так описывает Пришвин тюменский период в романе «Кащеева цепь».

Павел, сын Виктора Савченко, основателя музея и собирателя редкостей, ведет нас в дом. Веселый беспородный пес с желтой биркой в ухе, «хранитель старины», повсюду следует за нами. Здание хорошо просело, участок поднимали не раз. Дух здесь такой тяжелый, что у особо чувствительных начинает кружиться голова, а вернувшись домой, обнаруживаешь, что одежда пропиталась запахом прелой картошки (читай — плесени). Здесь вспоминаются фильмы по произведениям Островского про купеческий быт (вот-вот из комнаты явятся Кабаниха или Катерина из «Грозы», а может, и вовсе горьковская Васса Железнова с ядовитым порошком для неверного мужа).

В доме собраны предметы интерьера конца XIX — начала XX века: комоды, буфеты, секретер, письменные столы и столики в стиле модерн под зеленым сукном, витрины для посуды с странным соседством: наряду с современными кружками старинный фарфор. Роскошный гардероб с элементами растительного декора. Eсть редкие книги, музыкальные инструменты -старинные немецкие фортепиано и рояль, хотя есть и отечественный «Красный октябрь», — которые, к сожалению, расстроены и не звучат, кое-где видны сколы и трещины, но удивительным образом сохранились бронзовые подсвечники.

Коллекция настенных зеркал в изящных и аскетичных обрамлениях и настенных часов. На стенах видны следы грибка, местами провис потолок. Надо отметить, что в Тюменской области нет ни одного музея музыкальных инструментов и мебели. Все, что есть, -это такие же небольшие частные коллекции.

Лестница, что ведет в цокольный этаж, явно прогибалась под купеческими сапогами из юфти. Несколько колонн держат на своих чугунных плечах всю конструкцию дома. На первом этаже водолазное снаряжение, старые доски и совершенные узники замка Иф -помпезный ореховый стол XIX века огромных размеров под зеленым сукном и черный матовый концертный рояль «Беккер».

Катя Христозова и из архива Натальи Косполовой

В этом доме хорошо литературные вечера проводить, Пастернака читать, или «Пиковую даму». Дверь отворилась, и на пороге возникла фигура женщины в белом… Можно духов вызывать, эффект по силе воздействия будет невероятный (лучше это делать при свечах, под звуки рояля)… Но здание медленно разрушается и может погибнуть.

Комплекс мер по спасению наследия «Царской пристани» необходимо начинать с изменения статуса здания, независимо от его архитектурных примечательностей, хотя таковые имеются.

— В силу различных причин, — говорит Наталья Косполова, — прежний владелец хотел всеми способами избежать включения архитектурного памятника и прилегающей территории в перечень объектов культурного наследия федерального, областного или городского значения или уровня, учитывая уникальность самой территории, на которой и находится дом.

Пока Виктор Савченко был в здравии и держал в руках все вопросы, принимал все ответственные решения, касающиеся музея, его культурно-образовательных, культовых, коммерческих и социальных и связей, проблем с дальнейшим использованием памятника не возникало. Теперь собственник — его сын, в вопросах музейных не столь компетентный.

Катя Христозова и из архива Натальи Косполовой

— Мне, — продолжает Наталья Эмильевна, — приходилось биться в одиночку за музей. Церковная комната работала только по выходным, и если бы я не настояла вовремя на открытости музея, на расширении его формата, на необходимости частой смены выставок, то, наверное, не так бился бы пульс всевозможных выставок и встреч.

Это персональные выставки Натальи Пастухановой, Ольги Демковой, Татьяны Адамовой, Анастасии Овечкиной, Вячеслава Сизова и других. Одиннадцатиклассники из 21-й гимназии ставили в этих интерьерах спектакль по Серебряному веку, здесь проходили музыкально-поэтические вечера (в числе других авторов читал свои стихи Валера Кочнев, известный тюменской интеллигенции поэт, писатель и философ). В 2018 году, еще при активном участии Виктора Савченко, прошел конкурс детских рисунков (совместно с детским центром «Алый парус»), затем выставка «Не обещайте деве юной… » совместно с Тюменской государственной академией культуры. Все православные праздники сопровождались выставками детских рисунков. Алла Ранская, Валентина Сушкова, Наталья Игнатова (с которой завязалась дружба на долгие годы) — потомок купца Игнатова.

О музее знают не только в России. Существует зарубежная публикация Натальи Косполовой о «Портрете неизвестной» Джулио Карлини, живописная копия которого украшала «Царскую пристань».

Катя Христозова и из архива Натальи Косполовой

Для Тюмени, которая хочет заявить себя туристической Меккой Сибири, это прекрасная возможность не только удивить приезжающих урнами и скамейками, но сделать из Игнатовского дома место притяжения тюменской культурной публики, настоящего паломничества любопытствующих, интересующихся историей края, путешествующих. Для этого там есть все — история, мистика, краеведение. Можно старое кино крутить, патефон слушать, ретровечеринки устраивать.

Но город застраивается, на улице Госпаровской растет новый район. Что станет с музеем? Ответа на этот вопрос мы пока не знаем.

***
фото: Здание музея требует ремонта;Виктор Савченко, создатель музея;Наталья Косполова в музее «Царская пристань»;Экспонаты музея.;Экспонаты музея.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта