Пер Гюнт работает в гардеробе
3 февраля в театре «Май» прошел спектакль «Пер Гюнт». Ибсен в Тюмени? Невероятно, но факт. Eго, по словам руководителя театра, в России нечасто ставят.
Причина в первую очередь в сложности текста, количестве персонажей. Поэтому, конечно, то, что мы посмотрели в «Мае», не один в один оригинал, иначе бы я не писала этот текст, а все еще смотрела спектакль. Тем не менее режиссер сохранила слова пьесы. Так как текст со своим характером, выучить роли актерам было непросто.
Мария Гущина, руководитель независимого театра «Май», не устает удивлять. Она знает, чего хочет, и требует исполнения. Актеры, конечно, могут предложить свое видение, но последнее слово за ней. Возможно, иначе с непрофессиональными в основной массе актерами действо бы просто развалилось.
Режиссер сделала ставку на пару основных героев — здесь это не Пер Гюнт и Сольвейг, задача которой только петь (что совершенно прекрасно делает Мадина Омарова), а Пер Гюнт и его мама, которая единственная всегда его принимает таким, какой он есть. Я посмотрела спектакль с участием в роли Пера блистательного Никиты Симонова. Eго прозрачные глаза и очень тонкое существование на сцене роднит спектакль с европейским стилем актерской игры, где упор делается не на эмоции, а на подробный вдумчивый рассказ.
Отчасти пьеса будет очень близка нашему инфантильному времени, где подросткам по 30 лет. Пер Гюнт въезжает на сцену на детском велосипеде. И этот велосипед потом будут хоронить как его самого, как метафору его жизни. Мастерство режиссера в том, как она берется использовать небанальные приемы. В ее спектаклях всегда присутствует мера — если идет бурная сцена с присутствием толпы, следующая, скорее всего, будет пустой. Мария Гущина не боится пауз и пустого пространства. В мире, где сегодня тесно от информационного шума, это просто спасение.
В спектакле очень сильное сценическое движение. Моменты с качкой на корабле, когда артистов мотает по всей сцене, сделаны очень здорово. А когда Пер Гюнт говорит о море, он обращается к зрительному залу. Удивительно, что в достаточно небольшом помещении спектаклю не тесно. Помещаются и море, и волны, и народные толпы, празднующие свадьбу. И похороны проходят там же, там же есть и выход в другой мир с уже умершими героями. Передвижения толпы очень хорошо срежиссированы.
Кстати, в спектакле есть отсылки на традиционные постановки. И «В пещере горного короля» Грига, благодаря которому многие и знают эту пьесу, тоже звучит. Актеры надевают туфли на руки и стучат ими в такт известной мелодии. Звучит впечатляюще и иронично.
Зрители пришли по разным причинам: кто-то — за новыми впечатлениями, кто-то знал пьесу, кто-то -поддержать актеров, как Виктория Шевченко, ее подруга играла в спектакле. «Ничего не понятно, но очень интересно», — прокомментировала она. Александра Самсонова, музыкант по образованию, пришла за компанию с Викторией: «Очень футуристично, эмоционально, концепция постановки довольно-таки интересна. В целом знала только о персонаже и фольклоре. Интересная передача эмоций, безупречная работа актерского состава, учитывая, что многие из ребят не являются профессионалами. Ощущаешь эти эмоции на себе. Эстетические моменты цепляют глаз, выглядят контрастно, интересно, ярко. В Тюмени такого не видела».
Посетили спектакль и те, кто учится в школе «Май», как шестнадцатилетняя Мария Лазаренко, ведь ее преподаватель как раз играет роль Пера Гюнта (сама она считает, что еще не доросла до ролей в этом спектакле). Eй удалось посмотреть спектакль раньше и с другим актером в главной роли. Как рассказывает руководитель театра Мария Гущина, их подача отличается — один более хулиганистый, другой лиричный. Те, кто попал на спектакль 3 февраля, увидели второй вариант.
— Я читала краткое содержание пьесы, — делится Мария Лазаренко. — У театра хорошо получилось передать ее суть, этот спектакль -очень хорошая возможность и ознакомиться с текстом, и посмотреть действо. За душу трогает, заставляет задуматься.
Спектакль длится час и сорок минут с антрактом, но перед началом к зрителю выходит руководитель театра, это традиция. В этот раз она еще и заботливо предупреждает о действующей в спектакле дым-машине -астматикам лучше выбрать место рядом с выходом. Каждый раз Мария Гущина говорит, какие зрители «Мая» необыкновенные, у них есть жажда к новому и авантюрам, раз они решились прийти сюда. «Благодарю вас за то, что вы с таким любопытством относитесь к своей жизни и жизни вокруг», — добавляет она. После ее слов всегда остается очень теплое чувство. И да, чувство причастности к поддержке независимого театра, которым является «Май», ведь зрители — их единственный источник дохода.
Сами актеры выполняют в театре и другие роли — встречают гостей и принимают одежду в гардеробе. Когда еще Пер Гюнт тебе подаст пуховик? Это изюминка театра, которая роднит его с духом уличных театров, где нет различий между актерами и зрителями. Ребята превращают банальную выдачу одежды в театр — они азартно выкрикивают номерки.
— Нам было, конечно, сложно разбираться с пьесой, как придумать. Автор может написать «загадочное исчезновение», а как это изобразить на сцене? Я не могу сказать, что мы придумали что-то новаторское — у нас просто есть места с затемнением и сменой места действия. Но есть и хитро придуманные ходы, — рассказывает Мария.
— Eсть ли что-то общее у норвежской и российской реальности? У вас есть привязка к географии в спектакле?
— Мы постарались максимально избавиться от быта. Там тоже есть такой вопрос — а какое это время, когда это было? Это времена Пера Гюнта или нет? Тем более эта история длиною в жизнь одного человека. И в пьесе есть ощущение, что времена меняются. Мы постарались сделать так, чтобы это не было привязано к конкретному времени и географии.
— Пер Гюнт может родиться в Тюмени?
— Да, это однозначно история про каждого из нас, неважно, что это прежде всего норвежский автор и в пьесе много норвежских сказок. На самом деле есть созвучие и с нами, мне кажется.
***
фото: Спектакль «Пер Гюнт» в театре «Май».;Спектакль «Пер Гюнт» в театре «Май».