X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Спор физиков и лириков уже не актуален

Визитка Олега Порошина, директора института архитектуры и дизайна Тюменского индустриального университета, выглядит довольно необычно.

С одной стороны, он классический технарь: кандидат технических наук, его кандидатская диссертация посвящена взаимодействию цилиндрических бинарных фундаментов-оболочек с глинистым грунтом основания, он обладатель медали профессионального конкурса инженеров, входит в состав Российского и Международного общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению…

С другой стороны, Олег Сергеевич активно интересуется историко-культурным наследием и входит в общественный совет при областном комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, в соавторстве с коллегами публикует в научном журнале (раздел «искусствоведение») статью, в которой сравнивает дома с мезонином в жилой застройке городов Тюменской области второй половины XIX века и начала XX века.

Как уживаются в одной голове исследователя фундаменты, механика грунтов и историко-культурное наследие?

— В 2007 году я поступил в аспирантуру Тюменского государственного архитектурно-строительного университета и стал целенаправленно заниматься исследованием фундаментов под руководством доктора технических наук, профессора Якова Александровича Пронозина, -рассказывает Олег Сергеевич.

Всем известно, что фундамент -основа любого здания. Дело в том, что до 40 процентов стоимости здания может приходиться на его подземную часть, и большинство аварийных ситуаций также связано с отказом фундамента.

В то же время в университете активно развивалось направление, связанное с разработкой научно-проектной документации по реставрации объектов культурного наследия. И наши знания о фундаментах оказались кстати. Причем много нового мы смогли почерпнуть в процессе работы с памятниками: проводя исследования и научные эксперименты, выявили дополнительные закономерности. Например, известно, что исторические здания обрастают культурным слоем, подвалы оказываются засыпанными или их высоты недостаточно для нормальной эксплуатации. Нередки случаи, когда они вообще не были предусмотрены проектом, их нет. А они нужны. Любому пользователю, который готов вложить свои средства в реставрацию объекта культурного наследия, здание должно быть интересно и с точки зрения полезных площадей.

В исторических каменных зданиях чаще всего фундаментом служила часть кирпичной стены, уходящая под землю. Также применялись бутовые фундаменты (плотно уложенные камни, скрепленные раствором). Изначально такие материалы не лучшим образом справлялись с намоканием. Чтобы вода не поднималась вверх по стене (капиллярный подсос), нужна отсечная гидроизоляция. Для этого наши предки использовали бересту, уложенную горизонтально в кладку стен на уровне цоколя, которая спустя сотню лет, естественно, перестала работать. Поднятие культурного слоя выше отметки и без того не работающей гидроизоляции приводит к дополнительному увлажнению стен. Вода, находящаяся в порах материала, расширяется при замораживании и разрушает его — это морозная деструкция.

Поэтому усиление в первую очередь фундамента — обязательная мера при проведении реставрационных работ.

— Когда реставрировали дом Привалова на улице Кирова, его поставили на новый, бетонный фундамент, потому что старый сгнил. Можно ли считать это реставрацией и сохранением? Или это реплика и новодел? Какую позицию вы занимаете в этом вопросе?

— Мне импонирует архитектурно-инженерный подход: на мой взгляд, большего вреда, чем бездействие, не существует. Необходимо реставрировать памятник, чтобы в нем продолжалась жизнь. Хуже, если он будет стоять и превращаться в руины. Когда здание эксплуатируется, оно менее подвержено износу.

Eстественно, реставрировать нужно согласно канонам и принципам научной реставрации, максимально находить компромиссы, чтобы здание-памятник функционировало. Кстати, если следовать строгому академическому подходу, необходимо и прежнюю функцию здания сохранять: это значит, если мы отреставрировали дом купца, значит, необходимо поселить в нем купца, чтобы он там жил. Однако в таких домах открываются кафе, рестораны, офисы и так далее, потому что сегодня невозможно сохранить прежнюю функцию. Изменение функции или устройство дополнительного подземного этажа, то, что не изменяет внешний объем или габариты — объективная мера, продиктованная временем.

Например, из-за высокого культурного слоя окна первого этажа, которые раньше находились на значительной высоте, сейчас находятся ниже уровня отметки грунта. Как с этим зданием поступить: оставить как есть или поднять из-под земли? Эксперты расходятся во мнении. На мой взгляд, было бы целесообразно постараться вернуть зданию его первоначальную отметку над уровнем земли, как задумывал архитектор проекта. Ведь нам важно воссоздать его первоначальное восприятие и облик, который предполагал полноценный цоколь, крыльцо, первый этаж и так далее.

Я за компромисс: надо рассматривать целесообразность предлагаемых решений, проводить исследования. Ведь не зря документы, которые разные эксперты готовят к реставрации, называются научно-проектная документация. Кстати, эксперты сегодня спорят и по поводу наличников: возрождать их рисунок только вручную или можно пользоваться станками с числовым программным управлением, которые достаточно быстро могут повторить любой узор? Академический подход предполагает ручную работу. Но возможны компромиссы. Например, на главном фасаде разместить вручную восстановленные элементы декора, а на заднем -выполненные механизированным способом. Надо понимать, что финансовые и временные затраты при реставрации значительно выше, чем при строительстве. Сегодня в реставрацию объектов историко-культурного наследия будущие пользователи инвестируют свои деньги, им важно постараться в обозримой перспективе вернуть вложенное. Это нельзя не учитывать.

— Но если пойти на поводу у предпринимателей, от памятника может мало что остаться.

— Нужен компромисс между исторической правдой, современными требованиями к эксплуатации здания и запросом заказчика. В охранных документах четко прописан предмет охраны, отступать от которого недопустимо.

— Назовите, пожалуйста, памятники, в реставрации которых вы принимали участие.

— В соавторстве выполнялась разработка различных разделов научно-проектной документации для усадьбы Колокольниковых на улице Луначарского, 3-й городской больницы горздравотдела на улице Даудельной, торговой лавки на улице Первомайской, 48, для дома Князева (бывшая травматологическая поликлиника на улице Ленина). В Свято-Троицком монастыре проводились работы по геотехническому мониторингу, связанному со склоновыми процессами и влиянием строительства набережной.

— В чем еще, кроме фундаментов и реставрации, проявляется ваш исследовательский интерес сегодня?

— С 2017 по 2020 годы институт архитектуры и дизайна тюменского индустриального университета под руководством архитектора, профессора Светланы Борисовны Капелевой работал над стратегическим проектом «Архитектурный образ региона». Одна из его задач — формирование туристического каркаса юга Тюменской области. Руководил задачей заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды, архитектор, доцент Александр Иванович Клименко. Несмотря на то, что проект завершился, мы продолжаем вести исследования в этом направлении, привлекаем студентов и представляем свои наработки на уровне области. Для нас важно находиться в постоянном диалоге с обществом и властью, и пока нам это удается.

Идея состоит в том, чтобы из линейной структуры туристического направления создать «золотое кольцо» Тюменского региона. Как поступает сегодня классический турист: приезжает из Москвы в Тюмень — едет в Тобольск, возвращается обратно. Нужно закольцевать маршрут, построить его на потенциале культурного наследия наших сельских поселений, включив узловые города Ялуторовск и Ишим.

Например, сегодня, когда вы едете из Тюмени в Тобольск, не так много мест для посещения на пути следования. На слуху лишь Покровское, где находится музей Распутина… Но по этой же дороге расположена деревня Усалка: небольшое поселение, в котором сохранился усадебный тип застройки, с яркими примерами деревянного зодчества. Будете в Ярковском районе -обязательно заедьте в Усалку.

Это только один из примеров: подобных поселений большое количество. Eсли учесть, что наши предки старались селиться у рек, через поселения прокладывать тракты, у многих есть выход к водным артериям, что добавляет туристической привлекательности.

— Что исследователи изучают в этом проекте?

— Поскольку в деревнях и селах нашего региона многие здания утеряны, наша задача — исследовать региональные особенности архитектуры и народного зодчества. Важно сохранить знание, характерный исторический колорит, а по результатам исследований — реализовать региональный этнографический музей.

Опираясь на данные научного исследования, мы разработали атлас культурного наследия Тюменской области и туристические карты Тобольска, Ишима, Ялуторовска и отдельных районов Тюменской области.

— Давайте вернемся к теме фундаментов и механике грунтов, но посмотрим теперь в будущее: каковы перспективы строительства тоннелей и высоток в наших климатических условиях?

— Eсли раньше мы строили в основном дома малой и средней этажности, то сегодня — высотки. Eсли раньше мы могли выбирать участки с более-менее подходящим для строительства грунтом основания, то теперь таких территорий практически не осталось. Современные технологии позволяют вести строительство на любом грунте и воплощать в жизнь любые решения. По большому счету благодаря технологиям мы не ограничены.

Пример тому Лахта-центр на берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. Процесс устройства фундамента попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный непрерывный процесс бетонирования — нижнюю плиту фундамента заливали в течение 49 часов; было уложено 19,6 тысячи кубометров бетона.

— Выходит, строительство тоннелей, высоток и даже метро в Тюмени — вопрос не качества грунта?

— В Санкт-Петербурге есть метро, там грунты хуже наших.

— Вы возглавляете крупное подразделение вуза. Как вам удается совмещать огромную административную нагрузку, преподавание и науку? Вы — автор/соавтор более 60 научных трудов, включая объекты интеллектуальной собственности.

— Вуз — это место, где генерируются новые знания и идеи. Через написание научных статей авторы находят единомышленников и получают обратную связь по теме своего исследования. Научную новизну можно подтвердить патентом. Мои патенты были получены в период подготовки кандидатской диссертации к защите и посвящены как конструкции самого фундамента, так и методикам расчета взаимодействия системы «фундамент-грунтовое основание».

Мне повезло работать в университете, где рядом умные, талантливые, идейные люди, которые думают как о собственном развитии, так и о развитии родного города Тюмени и региона в целом.

***
фото: Экскурсия к водонапорной башне;Олег Порошин.;Испытания фундамента-оболочки

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта