День рождения Менделеева отметили достойно
Надо же так обожать Менделеева, чтобы я, больше двух лет не выходившая в свет из-за пандемии, а теперь из-за страшного гриппа, 8 февраля посетила два многолюдных мероприятия по случаю 190-летия Дмитрия Ивановича. Правда, я была в маске, что почему-то удивляло окружающих.
В музей Словцова я пошла, вернее, поехала на такси, так как по кочкам, гладкой скользкой плитке мне бы не добраться было до цели, а ехала я на презентацию книги «Менделеевы: хроника семьи».
Знакомый вестибюль музея поражает простором, светом, можно сказать величавостью, там нет сутолоки, хотя публики много, ты ощущаешь себя как в храме. «Купеческая» лестница в музей поражает размахом, но как же трудно подниматься по ней.
Лекционный зал с амфитеатром, авансцена были готовы к приему гостей. В амфитеатре у сидений нет спинок, и боишься задеть ногами впереди сидящего человека. Что поделаешь, все уже построено, это в Древнем Риме юноши в сандалиях прыгали через сиденья и хоть бы что. У сцены полно фотокорреспондентов, все фотографируют стопку книг на столе, то сверху, то снизу, так и кружат.
Встреча началась с коротенького фильма о детских годах Дмитрия Менделеева, особенно поражала красотой природа, масштабные съемки окрестностей Тобольска, душевная картина завтрака в семье Менделеевых, волевое решение матери Марии Дмитриевны и отъезд ее с дочерью и Митей в столицу для его обучения, материнская любовь и вера в успех ее сына, Дмитрия, так и улавливается в каждом ее слове и жесте.
Книгу «Менделеевы: хроника семьи» представляли Игорь Шишкин, ученый секретарь музейного комплекса, доктор исторических наук, Светлана Сидорова, генеральный директор музейно-просветительского объединения, кандидат философских наук, и Тимур Сайфуллин, технический редактор. Выступила директор областного департамента культуры Eлена Майер. В книгу включены исторические эссе Вячеслава Софронова, замечательные, душевные письма Марии Дмитриевны Менделеевой к своим детям и родственникам, которые сохранила и опубликовала в 1908 году племянница ученого Надежда Капустина-Губкина. Книга напечатана в Москве, в издательстве «Наука», тиражом 1300 экземпляров. Она очень хорошо оформлена, с четкими иллюстрациями на мелованной бумаге. Следует отдельно сказать о дизайне обложки: она представляет собой как бы гранитную плиту с мерцающими вкраплениями крупиц золота, которые сверкают при повороте или перемещении книги, так удивительно и красиво.
Публику в основном интересовало, где можно купить книгу. Ответ поразил: «Вы получите ее при выходе из амфитеатра». И вот эта замечательная книга у меня в руках, красивая, увесистая, даже не верится. Сразу же открыла, просмотрела, оценила академический язык, интересные заголовки. Буду читать и сколько интересного еще узнаю, замечательный получился «выход в свет».
После музея Словцова я пошла в областную научную библиотеку имени Менделеева, благо идти до нее всего два квартала с небольшим. В библиотеке ко дню рождения Менделеева приготовили мероприятие в рамках проекта «Книга и музыка», выбрав книгу «Аналитическая химия. Количественный анализ», изданную в 1866 году под редакцией самого Дмитрия Ивановича. Меня привлекло, что ведущей встречи указана Корнелия Захарова, кандидат технических наук и лауреат всероссийского конкурса «Инженер года», выпускница Казанского государственного технологического университета имени Кирова. И действительно в библиотеке меня встретила молодая, симпатичная, улыбчивая Корнелия; я давно не виделась с химиками столь важного университета, ведь Казанский технологический университет считается вторым после Московского химико-технологического института имени Менделеева (ныне РХТУ), где я училась и защитилась.
Корнелия интересно рассказывала о методиках количественного метода анализа, изложенного в книге, как определения разных металлов, анализе атмосферного воздуха, почв, удобрений, мыла, кож, связывала это с историей, трудностями, успехами и воплощением в производство. Разные этапы исследований находили отражение в музыке, что нам продемонстрировала Алла Кононова, кандидат филологических наук, своим чарующим голосом в сопровождении кельтской арфы. Было интересно, но, но коли это разговор об анализе, я бы порекомендовала показать два или три демонстрационных опыта с изменением цвета реагентов. Это всегда нравится аудитории.