В пять утра в библиотеке
Повысить свою конкурентоспособность на рынке труда можно только усердной учебой, считают корейские студенты
…В новогоднюю ночь по лунному календарю я ушла из университетской библиотеки пораньше — всего в два часа ночи. После меня в читальном зале остался только один студент. Скорее всего, тоже иностранец.
Корейцы на праздники разъехались по родным городам и деревням выполнять свой сыновний (дочерний) долг и есть традиционный суп-ттоккук. Мне ехать не к кому (в Россию — далеко), но надо идти домой высыпаться, пока есть возможность: в марте начнется новый семестр, и будет уже не до сна.
Я знала, что учеба будет нелегкой, но не думала, что настолько. Причем проблема даже не в языковом барьере или объемах учебы, а в бешеной конкуренции. В стране, где нет ни полезных ископаемых, ни земли, единственным ресурсом становятся люди, поэтому если хочешь чего-то добиться — выучись и стань лучше остальных.
Когда ребенка отправляют в первый класс, его одновременно с тем записывают на несколько дополнительных курсов, и с годами их количество все растет. В университете же без хороших результатов не получишь скидку на обучение (все высшее образование здесь платное), а без скидки многим часто приходится брать академический отпуск и работать, чтобы заработать на учебу, — а значит, терять еще год, пока твои сверстники заканчивают обучение и занимают рабочие места, которых не так много. Не удивительно, что большинство студентов предпочитает жертвовать сном и отдыхом в течение семестра. «От сессии до сессии живут студенты весело» здесь не прокатит.
Не имеет значения ни близость экзаменов, ни день недели, ни время суток — в университетской библиотеке всегда кто-то корпит над учебниками.
В библиотеке университета Аджу четыре этажа, каждый со своими особенностями и ограничениями. Первый работает круглосуточно, на нем можно свободно разговаривать, но мимо тебя всегда ходят люди, так что этот вариант на любителя. Второй называется лаунж: здесь и мягкие диванчики для отдыха, и отдельные комнатки на компанию, пол частично покрывает ковер, фоном играет легкий джаз, но разговаривать можно только шепотом — и почти не бывает свободных мест (ну, разве что в каникулы). Студенты-маньяки вроде меня обычно ходят на третий этаж, где стоят общие и индивидуальные столы и разговаривать нельзя вовсе. И только истинные воины добираются до четвертого этажа. Во-первых, потому что большинству просто лень туда тащиться, а во-вторых, потому что там нет ничего, кроме огромных столов, со всех сторон окруженных перегородками (чтобы никого не видеть, а свободное место заставить книгами — для самых крайних случаев вроде ночи перед итоговым тестом).
В период экзаменов забронировать место в библиотеке в обычное время очень сложно — приходите в пять утра. Eсли не повезло и все занято, приходится идти заниматься в магистрантскую лаборантскую. Там стоят большие удобные столы и мягкие кресла, туда регулярно завозят новые книги по заказам, закупают чай и бумагу -разумеется, на деньги университета, не на наши. Почему же тогда «приходится»? Потому что в лаборантскую регулярно заглядывает самый разговорчивый профессор на кафедре, чтобы поговорить о погоде, жизни и русской литературе.
Eсли хочешь, чтобы тебя вообще никто не трогал, можно пойти учиться в кофейню. В большинстве случаев там действует общее правило: купив один напиток, можно сидеть за столиком пять часов. Но не дольше. И не все заведения одинаково гостеприимны: кое-где выделены зоны, куда нельзя с ноутбуками, а в других тебя развернут еще в дверях. Конечно, можно пойти целенаправленно в так называемое стади-кафе (от английского «study» — «учеба»). Они стоят довольно дорого (оплата почасовая), зато это мотивирует не растягивать время, поминутно отвлекаясь на телефон. Там можно пользоваться бесплатной канцелярией.
Конечно, можно было бы учиться и дома -в школе мы же как-то делали домашку в своей комнате за рабочим столом (и даже на кровати), без всяких дополнительных условий. Но теперь, когда 95 процентов твоей жизни составляет учеба, и куда ни пойдешь — наткнешься на студента с планшетом (некоторые учатся даже в «Макдональдсе»!), очень хочется оставить хоть какое-то место для отдыха. Важно отделять рабочее и личное — основное правило work-life (в нашем случае — study-life) balance. К тому же дома сразу хочется спать.
Нам, магистрантам, хотя бы не приходится нервничать из-за регистрации на предметы. Студенты в начале каждого семестра сами выбирают себе предметы, это выглядит так: в назначенный день весь университет одновременно заходит на сайт и ровно в 10.00 начинает жать на пробел неограниченное количество раз. От того, насколько быстро ты будешь нажимать, зависит судьба твоего будущего расписания, и я даже знакома с ребятами, которые уходили в академический отпуск на семестр только из-за того, что не успели отхватить нужные им предметы. Так что даже хорошо, что в магистратуре нас три калеки, а предметов раз-два и обчелся. Преподавателям приходится даже рекламировать свои предметы — а то в следующий семестр к ним никто не придет.
То, что в расписании у магистрантов всего пара уроков в неделю, совсем не значит, что нам нечем заняться. Как оказалось, научные исследования «в свободном темпе» -это гораздо тяжелее, чем конкретный список задач. В узде держат не дедлайны и необходимость регулярно отчитываться научному руководителю, а совесть и перфекционизм. Но в том, чтобы сидеть до утра в библиотеке, есть своя романтика. Среди ночи сбегать в соседний супермаркет за лапшой, заварить и там же съесть. Вернуться в библиотеку, на четвертый этаж, подремать минут двадцать-трид-цать на столе — и снова за работу.
* Маргарита Мединцева изучает корейский язык и литературу в магистратуре университета Аджу.
***
фото: В библиотеке университета Аджу.;